Скриншот nasa.gov
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп подписал указ, разрешающий американским компаниям вести разработку полезных ископаемых на Луне и других небесных телах. «Политика Соединенных Штатов должна заключаться в том, чтобы стимулировать международную поддержку добыче и использованию ресурсов в космосе со стороны государственных и частных действующих лиц», – говорится в указе.
Кроме того, как отметило ТАСС, в указе содержится положение, что космическое пространство не является всеобщим достоянием человечества и на него будут распространяться права частной собственности: «Космическое пространство является с юридической и физической точки зрения уникальным пространством для деятельности человека, и Соединенные Штаты не рассматривают его в качестве всеобщего достояния».
Отметим, что Договор по космосу, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 году, провозглашает, что космос открыт «для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел». И вот Трамп пытается «приватизировать» те районы небесных тел, где интересы США признаны стратегически значимыми.
Однако инициатива президента США при всем негативе – провокационности, спорности, агрессивности, политизированности, предвыборной пропагандистской риторике – имеет и важный позитивный момент. В сложный период пандемии на Земле она дает мощный импульс для выхода из кризиса и зацикленности на коронавирусе, стимулирует интерес к жизни и будущему, привлекает внимание к планам и перспективам космической деятельности, особенно на Луне. И это уже оказало нетривиальное и парадоксально-позитивное воздействие на общественное сознание и политику в США и мире, включая Россию: активно и критически отреагировали федеральные власти, Роскосмос, экспертное сообщество; указ Трампа бурно обсуждает все космическое сообщество, выйдя из прострации, вызванной земными проблемами и вынужденной самоизоляцией.
Освоение космоса и его ресурсов не цель, а способ новой организации экономики, всей национальной и глобальной деятельности на Земле и в космосе в XXI веке. Эта деятельность повлечет создание новых технологий, рабочих мест в науке, промышленности, образовании и т.д.
Международное космическое право давно отстает от современных реалий, и его пора существенным образом скорректировать. Необходимо охватить весь комплекс правовых аспектов: права человека; лицензирование деятельности; защиту интеллектуальной собственности; добычу и использование природных ресурсов; охрану окружающей среды; новые технологии, техническое регулирование и безопасность технической деятельности; сохранение природного и культурного наследия и т.д.
Наступает новая реальность, и необходимы новые «правила игры» для освоения космоса. Сигналы об этом идут более пяти лет, что отражено в космической политике США с 2015 года. Мало того, в 2017 году Люксембург, который вовсе не является космическим государством, вдруг стал инициатором создания новых правил, приняв закон об освоении и использовании космических ресурсов. Статья 1 этого законодательного акта гласит: «Ресурсы космоса подлежат освоению».
Есть известная в международной политике поговорка: «Если ты не за столом, то ты в меню». Задача России, Китая и других стран – быть субъектами, а не объектами в новой ситуации, возникающей буквально на наших глазах. Это подразумевает и вариант переформатирования «игры без правил», которую инициируют сейчас США. При этом важно не оказаться «вне игры», ведя «свою игру».
Возможны различные сценарии формирования новых правил освоения космоса. Позиция России соответствует действующему международному космическому праву, но пока чрезмерно консервативна и пассивна. При этом из-за новаций в российском праве возникает коллизия приоритетов национального законодательства над международным. Такая стратегия вряд ли является лучшей и наиболее эффективной. Неизбежно предстоит выйти из «космического окопа», сесть за стол переговоров и, вполне возможно, сыграть на опережение, чтобы инициировать и отстоять более адекватные условия учета наших интересов. Но сначала нам самим необходимо понять собственные интересы и артикулировать их.
Первый полет в космос Юрия Гагарина в 1961-м и первые шаги Нила Армстронга по Луне в 1969-м не решили проблемы на Земле и не привели к масштабному экономическому освоению космоса. Но они повернули вектор деятельности человечества, помогли нам увидеть и создать новые цели, технологии, реалии, перспективы.
Сейчас, в 2020-м, наступает следующий этап освоения космоса. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) активно реализует программу «Артемида». В ее рамках в 2024 году на Луну должны ступить, жить и работать там два американских астронавта – мужчина и женщина.
NASA объявило новый отбор астронавтов. По его условиям заявки надо было подать в срок со 2 по 31 марта. Подали более 12 000 претендентов на полеты в космос, на Луну и Марс. То есть, примерно 37 человек на 1 млн граждан США буквально рвутся в космос! В России с 2019 года Роскосмос проводит третий открытый конкурс по отбору космонавтов. Набралось около 900 участников – шесть человек на миллион граждан РФ. И это вдвое больше в сравнении с 420 в предыдущем конкурсе в 2017 году.
Все это свидетельствует о нарастающем стремлении людей осваивать космос в целях выживания и развития человечества на Земле и вне Земли. В наше катастрофическое время, когда тысячи людей страдают и умирают от коронавируса, здесь и сейчас на Земле, особенно в США и ЕС, необходимы солидарность, взаимопомощь, объединение усилий для скорейшей ликвидации пандемии, преодоления ее последствий для людей, стран, экономик, включая космическую отрасль, всю инфраструктуру и культуру цивилизации.
И при этом мы можем и должны сохранить и поддержать веру в человека и человечество в наши возможности не только выжить на Земле, но и освоить космос, применяя знания, опыт, новые идеи и технологии, реализуя мечты, энергию и устремленность в будущее нового поколения землян.
комментарии(0)