Фото с официального сайта Московского Патриархата / www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих молиться дома, а не в храмах – ради безопасности во время пандемии коронавируса. Слова главы РПЦ были встречены критикой. Одни недовольны тем, что патриарх принял необходимое решение запоздало, а другие упрекают его в уступчивости властям и пренебрежении христианским учением.
Патриарх приурочил важное социальное объявление к церковному календарю. Он воспользовался историей святой Марии Египетской, которая, по словам Кирилла, ушла в пустыню и там, «в изоляции», посвятила себя искупительным молитвам. «Церковь призывает до жертв в наших семьях принять на себя обязательство строго исполнять все те предписания, которые сегодня предлагаются санитарными властями в России», – заявил глава РПЦ 29 марта в проповеди после воскресного богослужения в московском храме Христа Спасителя.
Патриарха слушали несколько десятков человек, многие из них были в медицинских масках. При этом в зале собора находились и пожилые люди с открытыми лицами. Пренебрегли индивидуальной защитой также представители патриархии и госорганов, в том числе председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви, общества и СМИ Владимир Легойда и председатель комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов. Депутат затем еще и поговорил с патриархом на расстоянии полуметра, что недостаточно для необходимой санитарной дистанции.
Но если проповедник и его слушатели слегка погрешили в соблюдении санитарных норм, все же значение сказанного искупает недочеты в поведении. «Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись! – сказал Кирилл, имея в виду спасение души в христианском смысле. – Есть одно место, которое может стать пустыней, – это наш собственный дом».
Тем же, кто боится снижения уровня жизни из-за карантина, патриарх сообщил, что «Марии тоже и пить и есть хотелось, но она не выходила из своей пустыни». Слова вполне уместные, если учесть, что сейчас как раз приходят новости о том, что у итальянских граждан в условиях жесткого карантина заканчиваются деньги. Появляются сведения о возможных бунтах. Есть и в нашей стране множество тех, кто предрекает социальные бедствия, которые могут оказаться во много раз губительнее, чем смертность от «сезонной простуды», как называют эти «коронавирусные диссиденты» новую инфекцию. Надо сказать, что таким заявлением патриарх берет на себя немалую ответственность. Если его предложение верующим разойтись по домам предваряет жесткий карантин по китайскому варианту, готовящийся властями, то часть негативных последствий Кириллу придется принять на себя.
«А всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте. Слушайте то, что вам сегодня сказал патриарх!» – строго предупредил Кирилл. Патриарх, несомненно, имел в виду демарши клириков, которые демонстративно отказались подчиняться карантинным предписаниям властей. В частности, наместник Александро-Невской лавры епископ Назарий (Лавриненко) так отреагировал на запрет гражданам посещать храмы, который объявила администрация Санкт-Петербурга. «Мы не позволим «внешним» закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести», – пригрозил архиерей. Отчитал патриарх Кирилл не только своих подчиненных, но и тех беспечных граждан, которые восприняли карантин как внеочередной отпуск и отправились в парки жарить шашлыки. «Спасаться, а не дурака валять!» – едва ли не прикрикнул на них патриарх.
«Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, и, если вам кто-то что-то скажет, напомните пример Марии Египетской», – в завершение речи повторил свой призыв глава РПЦ.
Православная общественность откликнулась на выступление патриарха довольно критическими замечаниями. Среди тех, кого принято называть церковными либералами, звучали мнения, что патриарх опоздал на одну-две недели. Для сравнения: храмы Константинопольского патриархата уже давно закрыты для прихожан. В России перешли на онлайн-молитвы синагоги, мечети, молитвенные дома католиков и протестантов. 11 марта, на заседании Синода, патриарх Кирилл говорил еще так: «По милости Божией речь не идет об эпидемии или пандемии, есть лишь отдельные случаи». А ведь именно в тот день Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии, и на том заседании Синода еще можно было бы объявить полный карантин в храмах. В то время тысячи людей посещали Казанский собор в Петербурге, чтобы приложиться к мощам Иоанна Крестителя, а в разных епархиях, в том числе Московской, монахов собирали на Крестные ходы против инфекции.
Интересно, что патриарх в своей речи пересказал тревожное письмо некоей православной верующей, которая живет в Италии и рассказала о том, что сейчас там происходит. В пересказе эта женщина предупреждала о том, что за две недели до национальной трагедии итальянцы тоже воспринимали эпидемию как что-то постороннее, к ним не относящееся.
Не оставила равнодушными нынешняя проповедь патриарха и ревнителей веры. Они негодуют из-за того, что глава РПЦ якобы погрешил против догматики, согласно которой «для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец». В социальном смысле опыт отчуждения от церковной организации может необратимо изменить взаимоотношения верующих и духовенства, в частности снизить зависимость людей от таинств и треб и тем самым лишить священников поступления пожертвований от благодарных прихожан. Именно таким путем шли реформаторы западного христианства, когда призывали к совершению таинств мирянами без участия священников.
Что ж, все может быть. Миру после пандемии предрекают глобальное переустройство. Оно затронет рынок труда, индустрию, культуру, образование. Не стоит удивляться, если и Русская православная церковь не останется в стороне от глобальных процессов.
комментарии(0)