Графика pixabay.com
В ряду вопросов развития – а именно они вышли на первый план в национальных и международной повестках дня – наиболее актуальной для всех стала задача озеленения экономики. Без этого, как это уже очевидно для многих, по крайней мере в Европе, не обеспечить устойчивое развитие не в каком-то отдаленном, а в уже вполне обозримом будущем. Климатические изменения в числе прочих факторов требуют качественных перемен в хозяйственной жизни, заряженной двухвековым опытом западной цивилизации на рост количественных показателей безотносительно к последствиям антропогенного воздействия на нашу планету. Пришло время пересмотреть – в рамках более широкой переоценки ценностей – этот инерционный подход.
Евросоюз претендует на лидерство в этом вопросе, особенно после того, как нынешняя администрация США вышла из Парижского соглашения по климату. Для этого требуются не только новые, «чистые» технологии, но и зеленые ресурсы, которыми Старая Европа не очень-то богата. Отсюда критическая важность широкого деполитизированного международного сотрудничества, ориентированного на согласованный конечный результат, без привнесения элементов прежней, пришедшей в непримиримое противоречие с новой реальностью геополитической повестки дня. Здесь, как нигде, приходится выбирать между старым и новым, между прошлым и будущим.
Примером может служить энергетика, включая поставки «чистого» природного газа из России, в том числе в рамках реализации проекта «Северный поток – 2». Дело не только в его конкурентоспособности, о чем свидетельствует развитие событий в этой сфере в последнее время, когда европейцы отказываются от американских поставок дорогого сланцевого газа даже ценой выплаты неустоек. Последний добывается хищническим способом гидроразрыва пластов, как бы эта технология ни камуфлировалась под зеленые стандарты, пусть даже это происходит на отдаленном Северо-Американском континенте. Терпит поражение и курс Вашингтона через 30 лет на то, чтобы после окончания холодной войны, вписать газовую тему в старую политику сдерживания России, унаследованную от эпохи идеологической конфронтации, выдавая ее за составную часть стратегии обороны некоего либерального порядка.
По ходу вновь, как это было в связи с войной в Ираке, Европу делят на «старую» и «новую». Под последней понимаются восточноевропейские союзники США по НАТО, элиты которых испытывают ностальгию по конфронтации и полны энтузиазма эксплуатировать свой призрачный статус «прифронтовых государств» в новом противостоянии. Образ такого противостояния пока туманен и ограничивается антироссийскими санкциями. О «большой войне» в Европе речь уже не идет ввиду в том числе лидерства Москвы в создании высокотехнологичных систем вооружений при низком уровне расходов на оборону, о чем на днях напомнил президент Владимир Владимирович Путин. Действительно, впервые в истории Россия в состоянии гарантировать неразвязывание войны, вместо того чтобы участвовать в тех, как это было в прошлом, которые развязывают другие. В этом коренной разрыв с прежней геополитической повесткой дня, заточенной на силу или угрозу силой. Тем самым расчищается место для новой – с упором на решение проблем развития каждой страны в отдельности и человечества в целом.
Другой пример востребованности зеленых ресурсов в развитии Европы дает агропром, сельское хозяйство. Разумеется, речь идет прежде всего о размерах сельхозугодий и запасах пресной воды, имеющих мировое значение. Но это, в частности, и поставки в страны Евросоюза экологически чистых удобрений, включая фосфорные с низким содержанием кадмия, причем в полном соответствии с директивами самого Брюсселя.
Нет нужды говорить о том, что зеленая экономика – лишь один срез проблемы устойчивого развития. Своего прояснения ждут другие аспекты грядущей четвертой технологической революции, включая цифровой суверенитет.
Зеленая экономика и новые технологии в этой сфере открывают новые возможности взаимодействия с Россией, которая уверенно движется по пути создания мирового зеленого стандарта, для начала в сельском хозяйстве и удобрениях.
комментарии(0)