Фото агентств городских новостей "Москва"
Еще не стихли фанфары в связи с принятием закона о бесплатном питании для младших школьников. Еще раздаются звонкие доклады из разных уголков нашей необъятной страны. Дети, как и во времена СССР, признаны первостепенной целью заботы государства и общества. Как будто все в России только и ждали решения президента и считали часы до момента, когда в Государственной думе и Совете Федерации разработают и примут нужный закон. Однако при ближайшем рассмотрении картина перестает казаться столь радостной. Скорее наоборот, многие мелочи и вопросы, не находившие решения годы и даже десятилетия до принятия закона, стали серьезными и непреодолимыми препятствиями для его выполнения.
Система просвещения, которая должна применить новый подход к школьному питанию, инертна. Поэтому неудивительно, что свалившаяся на нее радость в виде бесплатного горячего питания для младших школьников счастьем вовсе не оказалась. И в глубине души многие далеко не рядовые представители сферы образования посчитали его очередной напастью.
Одной из важнейших проблем является, например, отсутствие норм питания для школьников, без которых нельзя рассчитать и стоимость завтраков. Отвечает за разработку этих документов Роспотребнадзор. Их ждут и директора школ, и учредители образовательных учреждений, муниципалитеты, поставщики социального питания и бюджеты всех уровней.
Уже сейчас к этим разработкам есть принципиальные вопросы. Например: не мало ли средств выделяется на питание школьников? Вряд ли взрослые и грамотные люди на ответственных постах не отдают себе отчета, что на мизерные 20–25 руб. невозможно обеспечить ребенка полноценным завтраком с учетом всех ими же установленных требований. Но на это мы слышим ответ – нет, это не к нам! Мы не про деньги, мы о гигиене и полноценном питании.
Формально все так, спорить трудно. Однако как же и чем тогда кормить детей?
Материально-техническая база школ, на состояние и готовность которой указал президент в своих поручениях по итогам Послания Федеральному собранию, – тоже история не для слабонервных. Ну никак не доходит до муниципальных служащих (а это их прямая ответственность как учредителей большинства российских школ), что технологическое оборудование в столовой – это средство производства. И, как любому производству, ему необходимо оборудование – плиты, пекарские шкафы, посудомоечные машины, холодильники и пароконвектоматы. Больше скажу, как и любое средство производства, оборудование в процессе эксплуатации изнашивается и со временем приходит в негодность, то есть требует замены. Но слово «амортизация» неведомо в чиновных кабинетах. Власти анонсируют расходы в 21 млрд руб. (на период с 1 сентября до конца 2020 года). По умолчанию считается, что деньги пойдут только на закупку продуктов и оплату аутсорсинговых услуг при приготовлении завтраков и обедов. Откуда возьмутся деньги на установку, обновление, ремонт оборудования в школьных столовых – никому не понятно.
Отметим, что агропром, олицетворенный Минсельхозом, пока почему-то не видит выгоды от сбыта сельхозпродукции для школьного питания. Его все больше тянет на экспорт. Вот только есть неувязка – в Доктрине продовольственной безопасности России прописаны и приоритеты, и индикаторы ее состояния – в числе которых физическая и экономическая доступность продовольствия для нашего населения. А его наиболее незащищенная часть – прежде всего дети и школьники, – отнесены в отдельную категорию как нуждающиеся в «социальном питании». Это 25 млн человек, между прочим.
Так вот, до принятия закона о питании учащихся заказчиком продукции для них выступали в основном родители. А для малочисленных льготных категорий – муниципалитеты. Теперь же на сцену выходит главный игрок российской экономики – государство. И сразу делает серьезный шаг – бесплатное питание для почти 6 млн детей в начальной школе. А это более 40 млрд руб. федеральных средств на учебный год. Поскольку финансирование будет из трех источников, включая региональный и муниципальный, предположу, что сумма окажется ближе к 100 млрд руб. ежегодного бюджетного заказа. Заметим, чтобы накормить детей тех же самых аграриев в младшей школе. Но нет и нет – наш агропром все еще нацелен на открытый, зарубежный рынок.
И наконец – родители. То есть мы с вами, законные представители детей, получатели мер социальной поддержки, а по сути, потребители услуги питания при оплате собственными деньгами. Каждый родитель знает, как непросто бывает накормить самого послушного ребенка даже дома, когда он не опаздывает на урок, когда родные знают все его «буду – не буду» и «это он у нас не ест». А теперь представьте – ваше ненаглядное чадо попадает в коллектив таких же своеобычных и абсолютно разных детей. И теперь за короткую перемену ему надо успеть выйти из класса, пройти в школьную столовую, вымыть руки, пройти к своему месту, поесть и вернуться на урок. Не маловато ли на все это 10 минут? Вопрос висит в воздухе много лет, но система просвещения его не слышит, не понимает и точно ничего предпринимать не собирается.
Тарелка со школьным завтраком или обедом – символ многих накопленных нашим обществом проблем и противоречий совсем не школьного масштаба. У нас есть прекрасная возможность пересмотреть свою позицию к этой общественно важной теме. Пойти наконец в школьную столовую и не устраивать там проверку, а просто поговорить с теми, кто каждый день кормит вашего ребенка. Послушать этих людей, посмотреть своими глазами и понять, что можно улучшить. Так обсуждение школьных обедов может превратиться из напасти и проблемы в тему, которая объединит родителей и всех неравнодушных вокруг простой и понятной цели – обеспечения здорового питания будущего поколения.
комментарии(0)