0
5119
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

12.02.2020 19:10:00

Конституционные игры и реальность

В России между ними – огромный разрыв, который не сокращается

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский – доктор юридических наук, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в 2012–2019 годах.

Тэги: конституция, поправки, госсовет, судьи, общероссийское голосование


конституция, поправки, госсовет, судьи, общероссийское голосование Фото сайта mos-gorsud.ru

Пока Госдума готовит ко второму чтению почти две сотни поправок к Конституции, большинство экспертов уже определили главную цель представленного президентом законопроекта. Это создание Государственного совета с новым статусом. Судя по тому, что данный орган наделяется некоторыми президентскими полномочиями, предусмотренными другой статьей Конституции, нынешний глава государства рассчитывает осуществлять их в качестве главы такого совета. Возможно, что он таким образом заботится о своем будущем.

Хорошо ли для таких, в сущности, личных целей приспосабливать Конституцию или плохо – это отдельный вопрос. Но уже есть экспертные оценки, согласно которым создание Госсовета ведет к уменьшению концентрации власти в одних конкретных руках. Не знаю. Пока что такая концентрация увеличивается. Хотя бы потому, что ослабляется положение судей высших судов, которые теперь полностью зависят от главы государства и могут быть уволены по его инициативе. И будут хорошо помнить об этом.

Более всего вся эта комбинация с многострадальной Конституцией вызывает ассоциации с некоторыми азиатскими странами. На первом плане пример Нурсултана Назарбаева, сохранившего за собой после ухода с президентской должности пост председателя Совета безопасности Казахстана. Можно вспомнить и китайского лидера Дэн Сяопина, сохранявшего за собой до 83-летнего возраста пост председателя Центрального военного совета.

Кстати говоря, их репутация и авторитет были связаны в основном с успешными экономическими реформами, которые дали толчок быстрому развитию этих стран, открытию их экономик миру.

А мы так же успешно развиваемся?

Что касается остальных поправок, то они, судя по всему, лишь приложение к главной поправке. Весьма лицемерно в этом контексте звучат рассуждения о закреплении в Основном законе неких новых социальных гарантий. Что собираются гарантировать? Трехпроцентную – с учетом тщательно и умело подсчитанной инфляции – надбавку к пенсии? Именно в эти два года мои одноклассницы-москвички начинают выходить на пенсию, и их уровень жизни резко падает. С 50–70 тыс. руб. до 18–21 тыс. Но это в Москве. В провинции цифры будут другие. Это экономическая реальность. Ее суть – крайняя бедность очень широкого слоя людей.

Нужно отметить, что на таком фоне совсем уж малоприличной игрой выглядят, скажем, поправки в преамбулу Конституции. По моему глубокому убеждению, Конституцией вообще не предусмотрена возможность внесения поправок в эту преамбулу – поскольку она не относится ни к специально защищенным главам 1–2 и 9, ни к главам 3–8. Но похоже, никого такие правовые тонкости и не волнуют: важнее угодить политической конъюнктуре, выполнить заказ.

Еще более странно выглядит процедура «общероссийского голосования», предусмотренного в статье 2 того же проекта закона о поправке к Конституции. Самое интересное в данной процедуре – то, что ее нет. Именно так – нет, кроме двух слов в указанном проекте. И насколько мы уже поняли, никаких новых законов или указов на сей счет не будет принято.

Нам уже в общем плане объяснили: сначала президент подписывает указанный закон о поправке к Конституции, то есть выражает свою волю, и вводит в действие упомянутую статью 2, а потом гражданам предлагается как-то выразить свое отношение к этому уже подписанному закону. Не обнародовать его президент не может, поскольку необнародованные законы не подлежат применению. То есть закон уже подписан и обнародован, а гражданам предлагается за него еще и проголосовать. Вещь в конституционном праве невиданная.

Еще вопрос: распространяется ли на данное «общероссийское голосование» действие закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме? Мне, возможно, скажут – нет, поскольку это и не выборы, и не референдум. Хорошо, но в том же законе есть и другая фундаментальная фраза: «Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации…» Она тоже не имеет отношения к предполагаемому голосованию? Гарантии – это определенные правила агитации и контрагитации, это права наблюдателей и так далее. Так что же – ничего не будет: ни агитации «за» и «против», ни контроля наблюдателей? Но это значит, что права граждан на свободное волеизъявление будут открыто нарушаться.

Впрочем, все эти бурливые разговоры о поправках, честно говоря, почти не имеют отношения к реальной жизни. Куда важнее этих конституционных игр вполне реальная практика.

Политические партии у нас есть, но главное правило их аккуратной деятельности – не мешать партии власти. А если могут помешать – вроде какой-нибудь Партии прогресса, – то их просто не регистрируют. Или не дают изменить название – как Партии перемен. Хотя, извините, насчет последней Минюст уже принял решение – ликвидировать, от греха подальше.

Гражданское общество, которое хотели даже отразить в преамбуле, у нас тоже есть. Но если общественные объединения начинают всерьез раздражать государство, то их либо ликвидируют, как движение «За права человека», либо вносят в какой-нибудь позорный реестр.

Уголовно-процессуальные гарантии у нас есть, а пытки даже запрещены Конституцией. Но если нужно у кого-то вырвать признание под пытками, то такое признание вырывают. И суд равнодушно выслушивает жуткие рассказы подсудимых. Только что группе парней из Санкт-Петербурга и Пензы вынесли чудовищные приговоры – как членам террористической организации. Хотя все, что им вменяют – это подготовка к преступлению. И главные доказательства – те, что получены под пытками. По крайней мере у одного из подсудимых все следы пыток были детально зафиксированы членами Санкт-Петербургской общественно-наблюдательной комиссии, двумя молодыми женщинами, рискнувшими обнародовать то, что власть хотела скрыть. Суд, впрочем, это особо не заинтересовало. А смелые члены ОНК в ее новый состав уже не вошли.

Да, игры играми, пусть даже речь идет об Основном законе, а жизнь жизнью. Разрыв у нас огромен. И не сокращается. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп покусился на одну из ключевых поправок Конституции США

Трамп покусился на одну из ключевых поправок Конституции США

Данила Моисеев

Избранный президент хочет отменить предоставление гражданства "по праву почвы"

0
3378
Народовластие: три иллюзии, три опасности, три угрозы

Народовластие: три иллюзии, три опасности, три угрозы

Михаил Емельянов

Общество как сложный иерархизированный организм есть носитель суверенитета

0
22162
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
9679
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
8883

Другие новости