На фото беспилотник MQ-9 Reaper. Фото сайта defense.gov
Трагедия Boeing «Международных авиалиний Украины» заслонила собой не только убийство в Ираке иранского государственного и военного деятеля Касима Сулеймани, но и неудачный удар в Йемене по другому командиру Корпуса стражей исламской революции Абдуле Реза Шахлаи.
Как и Сулеймани, Шахлаи был обстрелян беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), предположительно типа MQ-9 Reaper, что в переводе означает «жнец», ну, или «жница» – по аналогии с той, что в черном плаще и с косой. Оба военачальника попали под прицел американских БПЛА, находясь на иностранной территории, на которой не происходит вооруженный конфликт с непосредственным участием США или Ирана. Предлогом для обоих ударов была названа неминуемая опасность для американских граждан и объектов, нападения на которые якобы планировали Сулеймани и Шахлаи, хотя второй находился в районе йеменской столицы Саны, подконтрольной повстанцам-хуситам и где уже давно нет американцев – дипломатов или военных.
Что касается Сулеймани, его кортеж был обстрелян поблизости от багдадского аэропорта. В отличие от Йемена, в Ираке предостаточно американских военных, хотя правовые основания для их пребывания весьма сомнительны. С мая 2003 по июнь 2004 года Ирак находился под признанной ООН оккупацией США и Великобритании, именно эти два государства несли юридическую ответственность за управление страной и поддержание там правопорядка. Через некоторое время после передачи полномочий от оккупационной администрации иракским властям были начаты переговоры, увенчавшиеся в 2008 году подписанием американо-иракского Соглашения о выводе сил США и условиях их временного пребывания в Ираке, срок действия которого истек в 2011 году. Однако в 2014-м правительство Ирака, бессильное противостоять «Исламскому государству» (организация, запрещенная в РФ. – «НГ»), позвало на помощь американцев, и именно это приглашение является основой для их нынешнего пребывания в стране. Если допустить, что условия соглашения 2008 года в отсутствие нового документа по аналогии применяются в настоящее время, полеты американских государственных воздушных судов, а к ним относятся и БПЛА, должны осуществляться на основании разрешения иракских властей. Судя по реакции иракского парламента на удар по территории Ирака и как следствие – убийство Сулеймани и сопровождавших его лиц, в том числе одного из руководителей местных военизированных формирований, такого разрешения не существовало.
Санкционированное высшим руководством США нападение на вооруженные силы (военачальника) Ирана вне контекста происходящего вооруженного конфликта имеет признаки агрессии, более того, поскольку удар был нанесен по территории третьего государства – Ирака, ее жертвами могли бы считаться оба государства. Другое дело, что установление факта агрессии – исключительная прерогатива Совета Безопасности ООН, но даже если бы Иран туда своевременно обратился, перспектив у дела не было бы никаких. Однако Устав ООН допускает осуществление жертвой вооруженного нападения права на самооборону впредь до принятия мер Совета Безопасности. Иран выполнил несколько пусков ракет в направлении военных объектов США на территории Ирака, причинив предполагаемым целям минимальный ущерб и вроде бы явил признаки получения сатисфакции. Да и США не демонстрировали особого стремления к эскалации конфликта.
Если бы Иран всерьез рассматривал удар по Сулеймани как акт войны, он вполне мог посчитать, исходя из права вооруженных конфликтов, законными целями для ответного удара авиабазы, с которых взлетели и куда вернулись БПЛА, персонал, их обслуживавший, в том числе операторов, находящихся в глубине территории США, а также каналы управления, включая их космический сегмент. Предположим, что отсутствие сил, средств и возможностей, а также осознание масштаба и последствий ответных действий не позволили избрать этот путь. До поры до времени?
Попытка устранения Шахлаи, почти синхронизированная с убийством Сулеймани, вынуждает допустить существование у нынешней администрации США иранских «расстрельных» списков и планов по их реализации. Собственно, существование подобных списков, состоящих из лиц, подозреваемых в принадлежности к «Аль-Каиде» (организация, запрещенная в РФ), и связанных с нею группировок, не новость. Достаточно вспомнить ликвидацию вдали от территории США ее активистов, включая американских граждан. Внутренним правовым основанием для внесудебных казней в этих случаях служит Закон о полномочиях на применение военной силы 2001 года, позволяющий президенту США использовать «необходимую и надлежащую силу» против тех, кто был причастен к террористическим актам 9 сентября 2001 года. Однако ни к Сулеймани, ни к Шахлаи этот закон не применим. Администрация Дональда Трампа, впрочем, попыталась прикрыться Законом о военных полномочиях 1973 года, но он регулирует развертывание живой силы в зоне конфликта, и ссылка на него лишь раззадорила демократов, потребовавших предоставления информации и правовых доводов, обосновывающих необходимость удара «жнеца».
Покушения на иранских официальных лиц, оправдываемые необходимостью упредить осуществление ими враждебных намерений в отношении интересов США, напомнили о выступлении президента Джорджа Буша перед выпускниками Высшего военного училища США в Вест-Пойнте в июне 2002 года, за которым последовала оживленная международная дискуссия, вовлекшая политиков и аналитиков. Речь шла об основаниях для применения вооруженной силы против только нарождающейся угрозы, до того, как она воплотится в реальный удар. Помнится, в ходе той дискуссии российский президент обмолвился, что «если в международной практике, в практике международной жизни будет утверждаться принцип превентивного применения силы, то Россия оставляет за собой право действовать аналогичным образом для защиты своих национальных интересов».
Теоретически из повторяющихся отклонений от некогда устойчивой нормы может сформироваться новое правило поведения. Или уже формируется?
комментарии(0)