Фото Abdulhamid Hosbas/Anadolu Agency via Getty Images
МИД Германии объявил персонами нон грата двух сотрудников посольства РФ в Берлине, поскольку российская сторона, по утверждению немецкого внешнеполитического ведомства, недостаточно содействует расследованию убийства 40-летнего гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили. Надо сказать, случай беспрецедентный, так как прямых доказательств участия российских спецслужб в покушении на бывшего чеченского полевого командира, активно участвовавшего в двух чеченских войнах в 90-е годы, нет. Арестованный по обвинению в убийстве российский гражданин Вадим Соколов свое участие в преступлении, если верить немецким публикациям, пока отрицает. Другими словами, он, очевидно, не дает показаний, которые можно было бы положить в основу версии о причастности российских спецслужб к немецкому следствию. И немецкая сторона может ссылаться (но не ссылается официально) только на предположения, сделанные связанной с британскими спецслужбами независимой исследовательской группой Bellingcat и российским интернет-изданием Insider. Утверждается, что в этом журналистском расследовании участвовали и представители влиятельного немецкого журнала Spiegel. О подоплеке убийства «НГ» в начале сентября сообщала довольно обстоятельно (см. номер от 04.09.19).
Как всегда, в таких запутанных случаях возникает вопрос: кому выгодно нынешнее обострение отношений между Москвой и Берлином?
Все дело, видимо, в тенденциях, которые особенно проявились на последней сессии НАТО.
В рамках саммита НАТО в Лондоне президенты США Дональд Трамп и Франции Эмманюэль Макрон несколько необычно выступили перед прессой. Главный редактор «НГ» Константин Ремчуков в своем Twitter отметил: «Трамп не назвал Россию врагом альянса. На вопрос, является ли Россия врагом НАТО, Трамп говорит, что мы «can go along with Russia» («можем поладить с Россией»). Он сослался на Макрона, который думает так же».
Должно ли это было встревожить атлантистов? Несомненно, поскольку на сегодня единственный смысл существования НАТО заключается в противостоянии «российской угрозе». Заслуживает в связи с этим внимания, что на этой юбилейной встрече североатлантических союзников со стороны Германии федеральный канцлер Ангела Меркель присутствовала в отличие от других партнеров по блоку без своих министров обороны и иностранных дел. Тот же Spiegel пишет, что отсутствие министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр и министра иностранных дел Германии Хайко Мааса в Лондоне «не совсем понятно». При этом журнал ссылается на противоречия, якобы существующие в правительственном кабинете между канцлером и ее министрами. Понятно, что в данном контексте эти противоречия должны касаться именно внешней и оборонной политики. Более того, указывает журнал, «злые языки утверждают, что Меркель, не взяв с собой министров, хотела избежать того, что, в частности, Крамп-Карренбауэр провозгласит там новые внешнеполитические идеи».
Ясно, что в свете скептического отношения французского президента, да и самого Трампа, к попыткам изоляции России на международной арене критики нынешнего курса Германии в НАТО, а точнее, линии на безоговорочную поддержку всех действий блока, видимо, появились и в Берлине. Поэтому случай напомнить о нерукопожатности России, якобы сделавшей терроризм инструментом своей государственной политики (а иначе как можно объяснить нынешний демарш немецких властей?), был сконструирован незамедлительно из довольно заурядного уголовного дела шестимесячной давности. Весь вопрос в том, кто на самом деле в верхних эшелонах власти в Берлине за ним стоит.
Стоит напомнить, что ГДР, в свое время поглощенная Федеративной Республикой Германии, постоянно обвинялась в причастности к международному терроризму. По этому поводу в объединенной Германии даже пытались организовывать судебные процессы над представителями спецслужб ГДР. Другими словами, старые клише сейчас пытаются применить снова уже в других условиях, но с теми же целями, состоящими фактически в дискредитации нынешнего руководства России.
комментарии(0)