Фото сайта defense.gov
Американский флот совершил почти что невозможное. 2 декабря с.г. после длительной процедуры согласований и утрясок представленных смет Управление кораблестроения и вооружения ВМС США, которое также часто именуют Командованием морских систем, все же выдало компании General Dynamics Electric Boat мегаконтракт на постройку сразу девяти многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния».
«Подводные силы имеют основополагающее значение для боевой мощи и возможностей нашего флота, а сегодняшнее событие подтверждает нашу приверженность будущей силе нашей нации – как в подводной сфере, так и во всем мире», – отметил по этому поводу и.о. министра ВМС США Томас Б. Модли.
Это один из крупнейших в истории американских ВМС разовых кораблестроительных заказов, его стоимость в базовом варианте оценивается в 22,2 млрд долл., но в случае, если флот реализует опцион на десятую субмарину, цена контракта вырастет до 24,1 млрд долл. Предыдущие 10 субмарин типа «Вирджиния», что показательно, обошлись флотскому бюджету «всего» в 17,6 млрд долл., причем тогда этот контракт тоже называли «самым дорогим в истории флота».
Более того, как указывают журналисты Defense News со ссылкой на помощника министра ВМС по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и закупкам Джеймса Гёртса, с учетом всех государственных средств и оборудования, которые будут задействованы в рамках этого контракта, итоговая стоимость последнего может достичь уже примерно 35 млрд долл.
Примечательно, что первоначально адмиралы рассчитывали разместить разовый заказ на постройку сразу 11 подлодок типа «Вирджиния». Однако по целому ряду причин, важнейшей из которых стали определенные финансовые ограничения, имеющиеся сегодня у Пентагона, аппетиты американским флотоводцам пришлось несколько умерить.
Следует также отметить, что хотя все законтрактованные субмарины будут строиться по модифицированному проекту «Вирджиния» Block V (пятая производственная серия), главной отличительной особенностью которого является наличие дополнительного универсального модуля полезной нагрузки Virginia Payload Module (VPM), последний получат только восемь из заказанных кораблей. Первичное финансирование работ по головной подлодке этой модификации, SSN-802 (входит в состав законтрактованных 2 декабря с.г. субмарин), осуществлено еще в 2017 финансовом году, причем именно эта подлодка как раз и не будет оснащена модулем VPM.
Конструктивно данный модуль, имеющий длину 84 фута (около 25,6 м), размещается в средней части корпуса подводной лодки, за ее рубкой, и включает в себя четыре вертикальных пусковых блока VPT (Virginia Payload Tube) суммарной емкостью 28 крылатых ракет семейства «томагавк», предназначенных для ударов по наземным целям. В результате оснащения таким модулем общий боезапас «топоров» на подлодке возрастет до 40 единиц: 12 – в двух вертикальных пусковых блоках VPT, размещенных перед рубкой подлодки, и 28 – в пусковых установках модуля VPM. И не надо забывать, что подлодки этого типа имеют еще в своем боезапасе 25 торпед и ракет, которые могут применяться из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов.
«Подводные лодки типа «Вирджиния» Block V и модуль Virginia Payload Module – это резкий скачок в боевом потенциале подводных лодок, – подчеркивает в этой связи руководитель программ в области подводного кораблестроения ВМС США контр-адмирал Дэвид Гоггинс. – Эти конструктивные изменения позволят флоту сохранить господство нашей страны в сфере подводной войны».
Стоит добавить, что, по оценке американских экспертов, пока, правда, не подтвержденной официально, конструкция модуля VPM предусматривает возможность его адаптации для размещения баллистических ракет большой дальности, вооруженных перспективными гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками. Такие ракеты, а равно и указанные боевые блоки, в настоящее время разрабатываются в Соединенных Штатах в рамках межвидовой программы при лидирующей роли Сухопутных войск США.
Если данная информация подтвердится, то новые подлодки типа «Вирджиния» из многоцелевых субмарин с ракетно-торпедным вооружением, предназначенных для борьбы с подводными и надводными кораблями противника и нанесения избирательных ударов по его объектам на суше, превратятся в своего рода подводных мини-стратегов, способных решать задачи уже поистине стратегического масштаба. Впрочем, пока все это можно рассматривать только сугубо в гипотетическом плане, а будет ли эта задумка реализована на деле – это еще очень большой вопрос. Тем более что работы по гиперзвуковому боевому блоку пока что не вышли на финишную прямую.
Все субмарины нового заказа получат усовершенствованный гидроакустический комплекс и другое новейшее вооружение и оборудование, которые, по замыслу американских военно-морских экспертов, позволят им с высокой эффективностью бороться с многоцелевыми подлодками флотов РФ и КНР, а также избегать попадания в «цепкие лапы» российских и китайских противолодочных сил, развитию которых в последние годы уделяется важное внимание. В особенности это касается Поднебесной, где активно ведутся работы по созданию системы освещения подводной обстановки – аналога хорошо известной американской системы SOSUS.
По словам представителей ВМС США, постройку законтрактованных субмарин типа «Вирджиния» пятой производственной серии будет осуществлять компания General Dynamics Electric Boat (она является главным подрядчиком по контракту), а также главный субподрядчик по этому контракту – судоверфь Newport News Shipbuilding, которая является производственным подразделением компании Huntington Ingalls Industries. Собственно же постройка субмарин этого заказа распределена следующим образом: Newport News Shipbuilding построит шесть новых подлодок, тогда как компания General Dynamics Electric Boat будет строить три подводные лодки из базового заказа и один корабль из опциона, если таковой будет реализован американскими адмиралами.
Планируется, что все работы по данному контракту будут завершены к августу 2029 года, а в случае, если ВМС США решат получить в свое распоряжение не девять, а десять подлодок, срок исполнения контракта будет передвинут на февраль 2030 года. Поставка флоту первой подлодки пятой производственной серии запланирована на 2025 финансовый год. Впрочем, как показывает опыт заокеанской военной промышленности, задержки с исполнением работ по тем или иным причинам – вещь вполне реальная. В том числе и по программе постройки субмарин типа «Вирджиния», где отставание по срокам сдачи кораблей колеблется от четырех до семи месяцев.
комментарии(0)