Фото pixabay.com
Начавшиеся еще в 1990-х годах дебаты о «многостоличности» России (Москва – официальная и главная, Санкт-Петербург – северная) получили определенное продолжение на рубеже 2009–2010 годов. Казань претендовала на титул третьей, но с ней спорили Нижний Новгород и Екатеринбург. Далее чемпионат топонимов продолжился в 2014–2017 годах: Новосибирск – сибирская столица, а Сочи – южная или «летняя».
В такой территориально протяженной и регионально диспропорциональной стране, как Россия, более равномерное распределение центров экономической активности, усиление конкуренции городов, развитие городских агломераций и продвижение брендов территорий является необходимостью. Неформальное декларирование «столичного» статуса стимулирует миграционный приток: в России проживание в столице – признак успеха в принципе.
Дальневосточный макрорегион имеет право и потребность в более перспективном позиционировании. А именно – в создании городской агломерации и переформатировании Большого Владивостока в город федерального значения (читай: восточную столицу России) и придании ему статуса отдельного субъекта РФ наравне с Москвой, Петербургом и Севастополем.
При этом еще в царской России существовал аналог городов федерального значения – градоначальства Российской империи. Это были города с прилегающими землями или особые административно-территориальные единицы наряду с губерниями и областями. До 1917 года таковых было девять: Баку, Керчь, Москва, Николаев, Одесса, Ростов-на-Дону, Петербург (Петроград), Севастополь и Ялта. Следует отметить, что все эти города были выделены из губерний вследствие их особого значения или географического положения.
К началу XX века в России было два города-миллионника – Петербург и Москва. В современных границах страны только Астрахань, Казань, Ростов-на-Дону, Саратов и Тула насчитывали от 100 тыс. до 140 тыс. жителей. Большинство небольших городов являлись таковыми номинально, городских функций (госучреждения) и реального влияния (крупный хозяйственный комплекс) не имели и соответственно не развивались.
Понимание того, что необходимо делать во Владивостоке, возникает сразу после изучения истории завоевания Приморья и его развития. Владивосток большую часть времени своего существования не был городом в строгом соответствии с понятием «город». В нем никогда не было существенного преобладания оседлого населения, это был и есть форпост, крепость, военная база, порто-франко. Население Владивостока всегда было пришлым, сосланным, командированным, распределенным, переселенческим и т.д. Также население всегда было интернациональным, многонациональным и многоконфессиональным. Как следствие – высокая «волатильность» во всех сферах социальной жизни, протестная активность, готовность к быстрой миграции на генетическом уровне.
Начавшаяся 30 лет назад трансформация советской системы расселения, обусловленная как экономическим коллапсом, так и влиянием центробежных политических процессов, привела к неуправляемому ухудшению демографической ситуации. Вливания средств (очень больших) со стороны федерального Центра были фрагментарными и конъюнктурными, то есть сглаживающими какие-то уже совсем острые проблемы и социальные запросы, но не преследующими поддержки концепции развития Владивостока. Особенно ярко это стало видно в последние два десятилетия на фоне таких городов-соседей, как Пекин, Харбин, Сеул, Токио и пр. России просто неприлично иметь такое «поселение» в качестве витрины страны в АТР.
Пора обустроить восточную столицу России – Владивосток. Не столицу ДФО – ею может быть и Хабаровск, а настоящий магнит притяжения талантливых и трудолюбивых людей, центр региональной миграции, базис предпринимательской активности, реальный свободный порт и финансово-деловой центр Дальнего Востока. При принятии идеи о том, что здесь строится именно восточная столица государства, можно предложить следующую совокупность действий:
1. Структура – необходимо создавать городскую агломерацию: включать в состав Владивостока город Артем и, возможно, Надеждинский район. Для расчетов брать ориентир численности населения не менее 1 млн. человек без учета транзитного, в том числе туристического, потока.
2. Административное подчинение – созданная городская агломерация Большой Владивосток должна быть городом федерального значения, то есть отдельным субъектом РФ наравне с Москвой, Петербургом и Севастополем.
3. Бюджет на реконструкцию инфраструктуры и городскую реновацию – не менее чем при строительстве Сочи: 400–500 млрд руб. только федерального финансирования.
4. Основная площадка для строительства с нуля деловых и представительских кварталов – остров Русский. Старый центр города – туристическое, торговое и событийное пространство будущей агломерации с радиусом 2 км от главной набережной. Массовое строительство вынести в сторону Артема.
5. Социальное развитие агломерации – избыточное. Восточная столица России должна быть городом с избыточными социальными функциями, рассчитанными не только на списочный состав населения, но и на транзитный поток, событийный (ежегодный ВЭФ и пр.), туристический и будущий миграционный приток населения.
6. Приморский край должен выполнять обеспечивающие, обслуживающие и транзитно-логистические функции, а также принять на свою территорию старые и вновь создающиеся производственные (и не только) предприятия – для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру.
Важнейшим побудительным мотивом к таковой централизации управления и наделения Владивостока новым статусом представляется не удаленность его от центра страны и даже не состав населения, а потребность в высокой степени гражданского и социального развития восточной столицы России. Там, где социальные функции неразвиты, но имеются уникальное географическое положение и конкурентные преимущества, федеральный статус актуален как единственно соответствующий масштабу задач по строительству и развитию городской агломерации.
Также нам представляется, что данная идея будет поддержана местным населением вплоть до создания общественного движения, например, под лозунгом «Построим восточную столицу России!» Такое движение может выполнить функции консолидации общественности, унять бесконечную протестную активность, дать позитивную повестку в общественно-политической жизни Владивостока и Приморья и осуществить контроль над действиями местной власти.
комментарии(0)