0
4710
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

18.11.2019 17:20:00

Арктический угол Поднебесной

России следует использовать китайские инвестиции в полярный регион

Сергей Ушаков

Об авторе: Сергей Сергеевич Ушаков – политический эксперт, выпускник магистерской программы Университета Макуори (Сидней, Австралия).

Тэги: китай, внешняя политика, арктика


китай, внешняя политика, арктика Фото сайта scio.gov.cn

Усиливающееся могущество Китая приводит сегодня в замешательство многие страны. Возрастающая военная и экономическая мощь Пекина, а также расширяющееся политическое влияние вызывают заметное беспокойство не только у непосредственных соседей Китая, но и у других держав. Однако не стоит думать, будто подобные успехи позволяют китайскому руководству чувствовать уверенность или безопасность в отношении своей страны. Как раз наоборот – Китай считает себя весьма уязвимым по ряду направлений, и вся его нынешняя внешняя политика явно имеет целью обезопасить страну.

Агрессивная политика Пекина в районе Южно‑Китайского моря, которое считают своим сразу несколько стран, является не чем иным, как попыткой обезопасить ключевую экономическую артерию страны и источник энергоресурсов. Как один из вариантов снизить зависимость и обезопасить себя Китай начал разрабатывать альтернативные логистические маршруты. Самым экзотическим и оттого наиболее интересным является арктический путь. Но как связаны Китай и Арктика и есть ли иные сферы интересов Китая в данном регионе помимо транспортных проектов?

На протяжении длительного времени Китай активно и планомерно увеличивал долю участия в Арктике. Отдаленные предпосылки можно отследить еще в 1920‑х годах, однако полноценное освоение и использование началось в 1996 году, когда Китай стал участником Международного научного комитета по Арктике. На сегодняшний день Китай обладает одной научно‑исследовательской базой в Норвегии и двумя ледоколами. Это, несомненно, весьма скромные активы, но стоит учитывать, что второй ледокол является атомным и был построен на шанхайской верфи в 2019 году, а подобными инвестициями не могут похвастаться большинство стран, имеющих прямой выход к Арктике, в том числе США.

Однако Китай не только использует возможности свободного мореплавания и исследования Арктики, но и активно влияет на законотворческую деятельность в данном регионе и даже на сами арктические страны. Так, китайские инвестиции в Гренландию для постройки аэропортов сильно взбудоражили не только власти острова, но также Данию и США, вскрыли острые и насущные вопросы взаимоотношений этих трех сторон. Для США Гренландия, по сути, «наземный авианосец», для Дании – подконтрольная территория, где она имеет право вето на принятие решений, связанных с безопасностью, а для самой Гренландии это вопрос самостоятельного принятия решений и зависимости от противоречивой политики США в отношении европейских стран, к которым формально относится Гренландия.

Китай весьма искусно оперирует инструментами и правилами мировой экономики, внедряясь в различные области так глубоко, что это вызывает страх даже у США и вынуждает их играть против своих же правил. Возвращаясь к той же Гренландии, можно напомнить, что в 2019 году президент Дональд Трамп планировал полностью выкупить ее у Дании. Если отстраниться от собственно личности Трампа, его импульсивности и взглянуть на ситуацию под другим углом, то можно заметить, что президент США сделал таким образом контрпредложение китайским инвестициям в сферы транспорта и добычи природных ископаемых. Еще до объявления столь необычного предложения Трампа в течение длительного времени Гренландию и Исландию посещал государственный секретарь США Майкл Помпео и весьма активно затрагивал вопросы сотрудничества двух стран, что явно говорит о более глубоком и конструктивном подходе.

Следующим важным моментом является активное участие китайских специалистов в разработке International Code for Ships Operating in Polar Waters (Полярный кодекс для безопасности судов) в 2014 году. Это свод норм Международной морской организации, которые регулируют требования к транспорту и особенности движения в пределах Северного и Южного полюсов. Он отвечает сразу нескольким интересам Китая, в частности по не менее важному антарктическому направлению. В отношении Арктики Китай в первую очередь нацелен на долгосрочное планирование. Во многих открытых публикациях подчеркивается, что примерно к 2050 году упростится морское судоходство в районе полюсов из‑за таяния льдов, и Китай уже пытается занять одну из ключевых позиций в области правового регулирования в Арктике.

Стоит отметить, что при этом Китай не развивает военную сферу в области освоения Арктики, как делают Россия, США и европейские страны. Если мы посмотрим на Северный флот ВМС Народно‑освободительной армии Китая (НОАК), то обнаружим, что это, по сути, второстепенная флотилия, которая частично утратила свой вес с развалом СССР. Большая же часть ресурсов Китая направлена на усиление береговой обороны и флотилий в районе Южно‑Китайского моря, где проходят столь важные для Пекина транспортные пути. По данным открытых источников, сегодня в составе ВМС НОАК не числится кораблей или подводных лодок, способных выполнять боевые операции в районе Арктики.

Но самое важное – это доктринальное основание, на которое опирается в своей «полюсной» стратегии Китай. Очень хитрый и интересный концепт «приарктической державы», на которую непосредственно влияет все, что связанно с Арктикой, в том числе климатические и экологические изменения. Именно эти тезисы и смыслы, по мнению Пекина, позволяют ему легитимно участвовать в вопросах, касающихся Арктики. Интересно, что Китай – одна из немногих стран, заинтересованных и способных претендовать на подобный статус ввиду географического положения и имеющихся ресурсов. Схожими условиями обладают лишь страны Западной Европы и США. Но при этом Китай никак не подчеркивает исключительность своего положения и выступает за равный доступ и принцип «общей выгоды» для всех стран, заинтересованных в развитии Арктики.

Что касается роли и игры России в данном вопросе, то, очевидно, Москве не стоит пренебрегать возможностью сотрудничества с Китаем в данном регионе и следует использовать его для выстраивания более сложной, но в то же время стабильной системы взаимоотношений, а также развития Арктики. Для северного региона даже небольшие по китайским меркам инвестиции являются существенным вложением. Но стоит быть осторожными в вопросе китайских инвестиций, ведь если не установить жесткий контроль над ними, то вскоре, столь благоприятные на первый взгляд, они могут оказаться губительными, как это уже произошло в Южной Африке, где с увеличением китайских вложений возрос и уровень коррупции.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3287
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
12153
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11694
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
14051

Другие новости