Фото сайта vmtp.ru
В конце октября президентский полпред в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев отчитался о положительной динамике привлечения инвестиций в территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток. «Всего инвестпроектов 1984. До конца года их будет 2000. Объем инвестиций по соглашениям – 3, 9 трлн руб., будет создано 155 тыс. рабочих мест», – подытожил он на заседании правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестпроектов. Однако за победными реляциями чиновников, ориентированными прежде всего на зарубежных инвесторов, скрывается еще и сермяжная правда, связанная с функционированием самих ТОР.
Отправной точкой в истории создания ТОР на Дальнем Востоке стал Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473‑ФЗ «О территориях опережающего социально‑экономического развития в Российской Федерации» (вступил в силу спустя три месяца). Создание ТОР было необходимо для формирования благоприятной бизнес‑среды, привлечения инвестиций и организации новых производств товаров, предназначенных для поставок на экспорт. Предполагалось, что за счет особого налогового режима и других преференций ТОР смогут эффективнее взаимодействовать со специальными территориями, много лет успешно существующими в Китае, Южной Корее и Сингапуре, и составят им в некотором смысле конкуренцию.
Спустя почти 5 лет задуманного наверху экономического чуда на Дальнем Востоке не произошло. Несмотря на предоставленные налоговые льготы и административные преференции, на территории округа создано всего 20 ТОР с 400 резидентами (доля иностранцев – 9,3%). При этом к реализации своих проектов на начало года приступили всего 79 резидентов. Вместо заявленных 3,8 трлн руб. инвестиций поступило лишь 620 млрд, а вместо 141,7 тыс. новых рабочих мест создано 40 тыс.
Иностранные инвесторы не спешат вкладываться в ТОР: большинство резидентов – россияне. Из иностранцев ТОР заинтересовались в Китае, Японии, Южной Корее и Австралии. В основном они предпочитают вкладываться в транспортную логистику, сельское хозяйство, лесопереработку, нефтегазохимию и добычу полезных ископаемых. По количеству резидентов лидируют Приморье, Камчатка, Хабаровский край и Якутия.
Несмотря на обилие нормативно‑правовых актов (63), регламентирующих деятельность ТОР, сохраняется целый ряд нерешенных вопросов. Речь идет об отсутствии критериев отбора территорий для создания на них ТОР; длительности оформления и передачи земельных участков резидентам ТОР, в том числе их перевода из земель лесного фонда; сложности расширения границ ТОР для реализации новых проектов (требует внесения изменений в постановление правительства); 45‑дневном сроке госэкспертизы проектной документации; отсутствии инфраструктуры на свободных площадках ТОР; затрудненном доступе к проектному финансированию (приводит к затягиванию сроков реализации инвестпроектов и неэффективным госзатратам на строительство инфраструктуры); неурегулированности порядка осуществления контроля за выполнением резидентами ТОР инвестсоглашений. Кстати, основным барьером для привлечения инвесторами заемных средств остаются жесткие условия банковского кредитования, не адаптированные к вновь создаваемым компаниям.
Помимо этого отсутствует ясность в части передачи управляющей компании и ресурсоснабжающим организациям инфраструктурных объектов ТОР, созданных за региональный (муниципальный) счет. Правом на господдержку, то есть налоговые льготы, могут воспользоваться только резиденты, зарегистрированные на территории ТОР, а не на их обособленных подразделениях, расположенных за их пределами.
Как справедливо отметили аудиторы Счетной палаты РФ еще два года тому назад, территории опережающего развития на Дальнем Востоке рискуют повторить судьбу особых экономических зон. Из‑за проблем с управлением они могут оказаться неэффективным способом привлечения инвестиций.
Следует признать, что создание преференциальных режимов привлечения инвестиций не решает главных социально‑экономических проблем округа. По состоянию на сентябрь 2019 года на Дальнем Востоке проживают 4, 2 млн трудоспособных граждан, но только за первый квартал текущего года отсюда уехали 2,3 тыс. человек. Такие демографические показатели создают трудности для реализации проектов, требующих квалифицированного персонала. Для зарубежных инвесторов проблема нехватки кадров усугубляется ограничениями по привлечению иностранной рабочей силы.
Другой серьезной проблемой, которая сказывается на деятельности резидентов ТОР, является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, особенно в приграничных регионах. Неудовлетворительное состояние погранпереходов в Китай и затянутые сроки таможенного оформления грузов становятся серьезными факторами в процессе работы иностранных резидентов, использующих свое оборудование и сырье.
Вместо решения перечисленных проблем правительство РФ издало постановление № 1240 от 23 сентября, утвердившее методику оценки эффективности ТОР. Согласно документу, эффективность будет оцениваться с учетом соотношения частных и бюджетных инвестиций, стоимости для федерального бюджета создания одного нового рабочего места, степени выполнения обязательств по заключенным соглашениям между управляющими компаниями и резидентами ТОР (в процентном выражении), объема добавленной стоимости, создаваемой резидентами ТОР, на один рубль бюджетных инвестиций. ТОР будет признаваться эффективной, если одновременно будут выполнены любые три из установленных критериев.
Летом комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока провел в Магадане выездной круглый стол на тему «Законодательное обеспечение территорий опережающего развития и особых экономических зон на Дальнем Востоке». По итогам данного мероприятия был принят обширный перечень рекомендаций, призванных повысить эффективность деятельности ТОР. Большая часть из них начинается словами «Ускорить рассмотрение / согласование законопроекта и внесение его в Госдуму». Надеемся, что соответствующие госструктуры (перечислены в сопроводительном письме Минвостокразвития) не останутся глухи к призывам депутатов, тем более что от их расторопности во многом зависит судьба целого региона, на опережающее экономическое развитие которого так надеется президент страны.
комментарии(0)