Фото Xaume Olleros/Getty Images
В Испании в воскресенье состоялись внеочередные парламентские выборы. Это четвертые парламентские выборы за четыре года и уже третьи всеобщие выборы в стране за последний год. Предыдущие внеочередные выборы состоялись 28 апреля, по их результатам правительство сформировано не было, и Конгресс депутатов (нижняя палата парламента) был вновь распущен; кроме того, 26 мая прошло голосование в Европарламент.
Избирательная кампания ознаменовалась двумя крупными событиями: очередным обострением ситуации в Каталонии, связанным с вынесением приговора лидерам сепаратистов, и перезахоронением останков диктатора Франсиско Франко из Долины Павших, где они покоились с 1975 года, на кладбище под Мадридом. Можно было предположить, что беспорядки в Барселоне и других городах Каталонии, впервые отмеченные проявлениями насилия, а также невнятная реакция и.о. председателя правительства социалиста Педро Санчеса на очередной виток каталонского кризиса приведут к росту популярности правой Народной партии (НП) и особенно ультраправой «Голос» (Vox). Этому же способствовало вызывающее неоднозначную реакцию общества поспешное перезахоронение Франко в разгар избирательной кампании. Впервые с момента смерти диктатора мы видели на улицах Испании людей с руками, поднятыми в фашистском приветствии.
Результаты выборов наглядно продемонстрировали справедливость обоих этих предположений. Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) несколько ухудшила свой предыдущий результат, получив 120 мест в Конгрессе (было 123), НП значительно увеличила свое представительство (87 депутатов против 66). Главным же победителем выборов можно смело считать партию Vox, представительство которой выросло более чем вдвое (52 депутата вместо 24). Интересно отметить, что тяжелое поражение потерпели обе партии, расположенные непосредственно слева (Podemos получила 26 мест вместо 42) и справа («Граждане» – всего 10 мест вместо 57) от ИСРП. Такой результат свидетельствует о том, что избиратели «наказали» обе эти партии за их отказ поддержать Санчеса после предыдущих выборов и позволить ему таким образом сформировать правительство.
Как и свидетельствовали опросы, ни одна из партий не получила абсолютного большинства в 350-местном Конгрессе депутатов. Следовательно, у Санчеса есть две возможности для того, чтобы избавиться от приставки и.о. и стать полноценным главой правительства. Он может вновь попытаться заключить соглашение с Podemos, каталонскими националистами и другими мелкими партиями, получив таким образом большинство, и сформировать левый кабинет.
Но цена такого соглашения будет чрезвычайно высока. Podemos вновь потребует большое количество министерских портфелей, что позволит этой партии в значительной степени контролировать бюджет. Каталонские националисты будут добиваться немедленных уступок сепаратистам, что позволит им оправдать в глазах своих сторонников вхождение в состав ненавистного мадридского правительства. В любом случае такое эвентуальное правительство будет крайне неустойчивым и зависимым от политических сил, которые придерживаются противоположных взглядов и преследуют разные цели, а самому премьеру придется постоянно лавировать между ними, чтобы сохранить большинство.
Второй (менее вероятный) путь заключается для Санчеса в достижении соглашения с НП и партией «Граждане», которые могли бы воздержаться при повторном голосовании, по утверждению председателя правительства (первый раз необходимо абсолютное большнство – 176 депутатов, второй раз достаточно простого большинства). Это был бы правильный шаг в направлении создания в Испании «большой коалиции» – подобно той, которая существует в Германии. Такому развитию событий препятствуют глубокие идеологические разногласия между партиями, а также откровенно плохие отношения между их лидерами. В любом случае Санчесу предстоят непростые переговоры с непредсказуемыми результатами. Вполне вероятен и такой сценарий, при котором партии не смогут достичь соглашения ни в каком сочетании, и политический тупик, чреватый новыми выборами в стране, сохранится.
Отдельно следует сказать о результатах выборов в Каталонии. Беспорядки и протесты продолжались там и накануне выборов, когда любая политическая активность в стране запрещена. Правительство даже было вынуждено послать в Барселону дополнительные силы, обеспечивающие безопасность в день выборов. Голосование подтвердило, что расстановка политических сил в регионе практически не изменилась. Впереди по-прежнему «Каталонская республиканская левая», которая потеряла два места (13 против 15), сразу за ней следует ИСРП, не изменившая свой результат (12 депутатов). Далее на одно место больше получило объединение бывшего главы автономии Карлоса Пучдемона «Вместе за Каталонию» (8 против 7), Podemos, как и ранее, – 7, по два мандата имеют леворадикальная CUP, НП, «Граждане» и, что особенно интересно, Vox. Отсутствие в Мадриде стабильного и ответственного правительства осложняет и без того непростое взаимодействие Мадрида с Барселоной, развязывая руки радикалам.
Массовое недовольство испанцев тем, что пять партий не могут каким-либо образом договориться между собой и сформировать наконец правительство, привело к поляризации избирателей, которые не без оснований считают, что недоговороспособность политиков ведет к ухудшению экономического положения и репутационным потерям для страны. Отсутствие в Испании на протяжении многих лет устойчивого правительства вызывает постоянное раздражение в Брюсселе. Тем не менее политические силы пока не готовы к достижению соглашения с соответствующим распределением министерских портфелей, а это означает, что политический кризис в Испании продолжается.
комментарии(0)