0
4191
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.11.2019 21:20:00

Наука готова возвратиться в лоно религии

Зачем руководство РАН подчеркивает отсутствие границ между знанием и откровением

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ», ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Тэги: ран, премия, митрополит, наука, религия


ран, премия, митрополит, наука, религия Иллюстрация Pixabay.com

30 октября в здании президиума Российской академии наук прошла очередная, 12-я торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) по гуманитарным наукам. Премия была учреждена в 1867 году. С 1918 по 1996 год не вручалась.

«Эта премия соединяет науки светские и богословские. И это единство служит на благо науки, церкви и нашего государства», – подчеркнул на церемонии Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Давайте вместе будем работать над тем, чтобы такие очень важные интегрирующие цели были достижимы. А это возможно, если мы объединим усилия науки и усилия РПЦ в плане идеологического воспитания нашего общества, прежде всего молодежи», – отметил президент Российской академии наук Александр Сергеев (курсив мой. – А.В.).

Понятно, что пафосные банальности в речах на такого рода мероприятиях неизбежны. Банальность потому и называется банальностью, что она фиксирует нечто всем очевидное.

Умные люди, патриарх и президент РАН, произносят эти банальности осознанно. Следовательно, это диктуется обстоятельствами и целями, которые они перед собой ставят. Не самые благолепные, турбулентные времена переживают сегодня и Российская академия наук, и Русская православная церковь. Отсюда – притяжение двух «одиночеств». Отсюда – стремление вписаться в политическую повестку.

Собственно, руководство РАН давно и последовательно проводит линию на стирание границ между научным знанием и боговдохновенным откровением. «Создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как в нашей среде говорят (курсив мой. – А.В.), абсолютного разума», – заявлял в марте 1998 года тогдашний президент РАН Юрий Осипов на соборных слушаниях «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий».

Не менее откровенен был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий патриарх Московский и всея Руси, когда в 2001 году в своей программной статье в журнале «Современная Европа» (кстати, журнал Российской академии наук) настаивал: «Невозможно оставаться христианином за дверью собственного дома, в кругу семьи или в уединении своей кельи и переставать быть им, поднимаясь на профессорскую кафедру, говоря перед телевизионной камерой, голосуя в парламенте или приступая к научному эксперименту».

В более афористичной форме все это сформулировал один из Отцов Церкви блаженный Августин (354–430): «Бог хотел сделать людей христианами, а не математиками».

Абсолют – это как раз область религиозной риторики. Наука же в принципе не интересуется абсолютной истиной. Как замечает российский историк и философ науки Анатолий Ахутин, «знание научно, если точно определены условия его истинности, то есть его условность…». Поэтому «соединение наук светских и богословских», о котором пекутся патриарх Кирилл и президент РАН Сергеев, – это фикция, семиотический фантом, теолого-политические игры.

Кстати, не случайно в отнюдь не атеистической Великобритании Министерство образования с 2012 года лишило финансирования школы, в которых креационизм преподается как наука и в которых отрицается учение Чарлза Дарвина. Для здоровья общества – в том числе и социально-экономического, и духовного – чистота жанров оказывается полезнее…

Но в России – синхронно зеркальная картина. С 2012 года приказом Минобрнауки РФ предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в школьную программу в качестве федерального компонента. А в январе 2015 года Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ утвердила теологию как новую научную специальность.

Мутант, которого пытаются создать совместными усилиями РАН и РПЦ, не принесет никакой «добавленной стоимости» ни естественно-научному, ни гуманитарному знанию. Скорее научная рациональность растворится без остатка в церковной схоластике. Это вообще характерно: религия всегда стремится свести науку к интеллектуальной игре, в которой допускается выдвижение хитроумных гипотез с добавлением затейливой математики.

Руководству РАН, прежде чем говорить о каком-то «объединении усилий», стоило бы всерьез принять к размышлению слова, которые произнес патриарх Кирилл во время воскресной проповеди 21 апреля этого года: «Как эти ученые сегодня имеют ничтожно малое понятие о Вселенной, так и всякие последующие попытки познать мир будут всегда составлять незначительную часть от всего объема божественной тайны».

И это именно на такой платформе предлагает президент РАН объединить усилия с РПЦ в деле «идеологического воспитания нашего общества, прежде всего молодежи»? Но тогда не надо удивляться и всем произошедшим с Академией наук за последние шесть лет пертурбациям. Такая «наука», нацеленная на познание «божественных тайн», даже откровенно поддерживающему прозелитизм РПЦ правительству не нужна.

Поэтому наивно выглядит и другой пассаж из макарьевской речи Александра Сергеева: «Мне кажется, что мы вместе – ученые и наши уважаемые представители РПЦ – должны предлагать новые подходы, идеи, концепции, чтобы мы действительно решали эти проблемы народосбережения, чтобы мы действительно могли увидеть через 5–10 лет, что мы растем и формируемся как некая общность». Речь идет о национальном проекте «Демография».

Кстати, вот какое решение демографической проблемы предлагал Михаил Ломоносов в известном своем сочинении «О сохранении и размножении российского народа» (1 ноября 1761 года): «Если б наша Масленица положена была в мае месяце, то Великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха, 1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, <…> 2-е) ради исправления таких нужных работ меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, как о Масленице бывает, и не провалился бы под лед, как в случае на св. неделе».

На что уж Михаил Васильевич был человеком верующим, и то понимал – догматы догматами, а сельскохозяйственные работы лучше все-таки проводить на сытый желудок и трезвую голову. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
2484
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2608
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1585
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
1621

Другие новости