На фото и.о. мэра Элисты Дмитрий Трапезников, Фото сайта gorod-elista.ru
Городской суд Элисты признал незаконным отказ мэрии столицы Калмыкии в организации митинга за отставку и.о. мэра Элисты Дмитрия Трапезникова, выходца из непризнанной Донецкой народной республики. Лидеры проходящей с начала октября акции против Трапезникова «Чемодан – вокзал – Донецк» хотели собраться на митинг 27 октября. Поданную в мэрию заявку на санкционирование протестующие оформили как этого требует закон: не ранее чем за 15 суток и не позднее чем за 10 суток до акции. Им было отказано.
Официального уведомления об отказе протестующие не получали. Как узнал автор материала от лидеров протестов, такого документа в природе не существует. «РИА «Калмыкия» распространило ответ мэрии в виде новостной заметки. В заметке говорится: согласно закону Республики Калмыкия о правилах поведения публичных мероприятий, норма предельной заполняемости мест для митингов – 1 человек на 1 кв. м. Элистинская площадь Победы, где мы хотим собраться, – это 5200 кв. м, как рассчитали в мэрии. Из них 350 «квадратов» – площадь под сценой, где проводят концерты. Еще 2510 «квадратов» зарезервированы до 11 ноября под аттракцион. Нас в заявке на митинг – 5000 человек. Нам отказали, так как на одного митингующего придется меньше положенного «квадрата». Формулировка с целью ввести обывателя в заблужение. Суд обязал мэрию не чинить нам препятствий», – говорит лидер протестов Бадма Бюрчиев.
По словам Бюрчиева, мэрия в конце октября предложила активистам другую дату – 11 ноября. Активисты отказались. Ноябрьскую акцию надо было бы также согласовывать в указанные законом сроки. И активисты в эти сроки точно бы не уложились. Первые числа ноября – длинные выходные в честь Дня народного единства. Потом долгий период, когда сотрудники мэрии после праздников включатся в рабочую текучку. Митинг по закону должна охранять полиция – а для этого надо ждать, пока горадминистрация и элистинское ГУВД скоординируются. Плюс к тому, если гостящий до второй декады ноября аттракцион покинет место будущего митинга в срок, вряд ли площадь к моменту митинга смогут очистить от мусора… Иными словами, для законного обоснования в отказе в ход пошли бы инструменты незаконные – то есть не входящие в корпус федерального законодательства о митингах. Их бы легитимизировал только админресурс.
Мотивации, по которым глава Калмыкии Бату Хасиков в конце сентября рекомендовал горсовету Элисты в качестве мэра города человека из ДНР, относительно понятны. Хасиков до своего назначения главой Калмыкии ездил в ДНР, тренировал там молодежь в единоборствах. Во время одного из своих визитов он обратил внимание на зампреда правительства ДНР Трапезникова, который в сентябре 2018 года после убийства главы ДНР Александра Захарченко стал ненадолго и.о. руководителя республики. После избрания главой ДНР Дениса Пушилина Трапезников лишился в ДНР всех постов и «пропал с радаров», появившись в конце сентября с.г. в качестве и.о. мэра Элисты. По ДНР ходят слухи, что безработного Трапезникова Хасикову «посоветовал» Владислав Сурков, кремлевский куратор по Донбассу.
В своем Instagram Хасиков объяснил, что надеется на Трапезникова как на опытного менеджера, успешно работавшего на хозяйственном поприще в условиях войны. Предвидя реакцию калмыцких национал-активистов, Хасиков напомнил населению: именно такие «варяги» создавали научный, социальный и промышленный комплекс Калмыкии после возвращения калмыков из депортации 1943 года. Хасиков на том этапе полемики проиграл национал-активистам. Они высказались: Трапезников чужой не потому что русский, а потому что не знает Элисты и в России без году неделя. Лидер протестов национал-активист Валерий Бадмаев в своем письме указал: Трапезников не работал ни дня на российской госслужбе, не знает законодательства России и Калмыкии и является лицом с сомнительным гражданством. Фокус в том, что претензии Бадмаева обоснованы федеральным законодательством. О том, что у Трапезникова в самом деле есть паспорт России, в республике узнали буквально 24 октября – когда горсовет Элисты утвердил, что к кандидату в мэры Элисты только два требования: гражданство РФ и высшее образование. Жителей Калмыкии оттолкнуло еще и честное признание Хасикова в том, что он протащил Трапезникова в мэрию. В Конституции Калмыкии прописана независимость муниципальных властей от исполнительной вертикали. Да и в условиях, когда тысячи жителей республики покидают Калмыкию из-за безработицы, явно читаемые предпочтения властей «эффективному менеджеру» из Донецка выглядят издевкой.
Бадма Бюрчиев говорит, что что лично ему «до лампочки» связанное с войной в Донбассе прошлое Трапезникова. Но Бюрчиев – только один из многих лидеров протестов. Другой лидер, Валерий Бадмаев, считает Трапезникова бандитом и сепаратистом. Страсти активистов растравляют сообщения в Telegram-канале от бывшего командира ополчения ДНР Игоря Безлера. По словам Безлера, Трапезников – бывший менеджер у олигарха Рината Ахметова, примкнул в 2014 году к ДНР лишь по причине своей любви к шальным деньгам, из-за чего в украинские времена имел проблемы с законом. Экономическую деятельность Трапезникова в ДНР Безлер оценивает как коррупцию, а военные заслуги – как нулевые.
Превалирующий фактор протестов все же имеет внутрикалмыцкие корни. Калмыки – около 80% населения региона. Как передали автору материала лидеры протеста, предшественник Хасикова Алексей Орлов, будучи сам калмыком, в социально-экономической сфере республики благоволил дагестанцам, а калмыков оттеснял на периферию. Большинство лидеров протестов – свидетели того, как в президентство Кирсана Илюмжинова админресурсом подверстывали «нужные» партии власти итоги федеральных и местных выборов, а народное возмущение подавляли в «лучших традициях» полицейщины. Эти меры прошлых властей можно оправдать государственной необходимостью. Но для большинства калмыков это незаживающие раны. Как и депортация калмыков при Сталине. Буддизм в депортации сделал с калмыками то же, что и ислам с депортированными вайнахами, – стал политической идеологией, чье острие направлено против любой власти, которая посягнет на священные права народа. Лояльность калмыков только маскировка этого убеждения. К слову, участники недавних протестов в Ингушетии против Юнус-Бека Евкурова выражают калмыцким «товарищам по несчастью» поддержку. А калмыки обещают: если Бату Хасиков не уступит, ситуация в республике пойдет по ингушскому сценарию. n
комментарии(1)
0
Alex Anon 16:35 25.10.2019
Террорист и вдруг мэр,как-то странно!