0
8237
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

23.10.2019 20:25:00

Задуманная властями цифровизация страны может остаться только на бумаге

Инновационная безалаберность

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток), независимый актикоррупционный эксперт.

Тэги: цифровая экономика, технологии, путин, национальная стратегия, искусственный интеллект


цифровая экономика, технологии, путин, национальная стратегия, искусственный интеллект Графика pixabay.com

Учитывая общемировые тенденции и научно-технический прогресс, президент Владимир Путин решил осовременить и Россию, утвердив национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года. Под ИИ подразумеваются технологические решения, имитирующие мышление человека и позволяющие выполнять те или иные задачи. Он включает в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Ранее «дорожную карту» развития сквозной цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» одобрил президиум правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информтехнологий для улучшения качества жизни.

По прогнозам Минкомсвязи, отечественный рынок решений в сфере ИИ к 2024 году вырастет в 80 раз – с 2,1 до 160,1 млрд руб. При стимулировании его развития доля ИИ в ВВП может достичь 0,8%, а к 2030 году – 3,6%. Правда, развитие новых технологий на системном уровне – весьма недешевое удовольствие. В общей сложности на реализацию 7 «дорожных карт» в цифровой сфере потребуется почти 283 млрд федеральных рублей. И это не считая внебюджетного финансирования.

Казалось бы, вполне разумный шаг. Если бы не одно «но». Все высокотехнологичные и инновационные проекты в ходе реализации превращаются в неиссякаемый источник для воровства и коррупции. «Отсутствие плановых значений, используемых для расчета показателей нацпрограммы «Цифровая экономика» (рассчитана до 2024 года с объемом финансирования в 1,6 трлн руб.), свидетельствует об их формальности и приводит к невозможности оценить эффект от реализации запланированных мероприятий», – справедливо заметила в своем отчете зампред Счетной палаты (СП) РФ Вера Чистова.

Промежуточные результаты внедрения инновационных технологий в отдельных сферах ставят в тупик. Взять хотя бы недешевый аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город», целью создания которого было повышение общего уровня общественной безопасности и правопорядка за счет улучшения координации деятельности соответствующих спецслужб. Правоохранительный сегмент АПК действует почти в тысяче населенных пунктов, где установлено 266,7 тыс. видеокамер и около 1,2 тыс. терминалов экстренной связи с полицией. Однако с их помощью в прошлом году были раскрыты всего 28,3 тыс. преступлений, или 6,5% всех уличных злодеяний (429,1 тыс.)! И так уже который год…

Причина низкой результативности АПК проста. «Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин. При этом записи, с помощью которых можно идентифицировать преступника, хранятся на серверах не более 5 суток. А самое главное – информационные ресурсы и серверы региональных «Безопасных городов» до сих пор не объединены в одно информационное пространство», – говорят в Совбезе.

Между тем средства в сфере безопасности крутятся немалые. Оштрафованная в прошлом году за подкуп замдиректора филиала «Ростелекома» челябинская фирма получила контрактов на оснащение региона системой видеонаблюдения «Безопасный город» на 543,7 млн руб. А вскрытый в июне пензенским УФАС картельный сговор при проведении 11 электронных аукционов в рамках реализации программы «Безопасный город» еще в 2015–2017 годах обошелся казне в 258 млн руб.

По мнению Минкомсвязи, технология систем распределенного реестра (блокчейн) позволит сократить объем теневой экономики и оборот контрафактной продукции к 2024 году на 853 млрд руб. Произойдет это за счет обеспечения прозрачности, неизменности и автоматизированной актуализации данных. Но как бы не так.

Сегодня для манипулирования системой электронных площадок, призванной сделать прозрачной систему госзакупок, бизнесмены активно используют вполне легальных «аукционных роботов» – специальное программное обеспечение (ПО), настроенное на автоматическое поддержание начальной максимальной цены контракта. Роботы устанавливают лимиты снижения начальной цены на 0,5–1%. Сферы применения такого ПО различны: медикаменты с расходными материалами, ремонт участков теплосетей, реализация арестованного имущества, вывоз твердых бытовых отходов. К настоящему времени управлениями ФАС России (Пермское, Ярославское, Ленинградское, Башкирское, Мурманское, Удмуртское) рассмотрено 6 дел о поддержании цен на торгах с помощью роботов.

«Общий фонд серых зарплат, с которых не уплачиваются налоги и страховые взносы, достигает 10 трлн руб. в год», – говорится в долгосрочном бюджетном прогнозе, который правительство внесло в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на 2020–2022 годы. По мнению авторов прогноза, минимизации риска возникновения диспропорций в уровне налоговой нагрузки белой и серой экономик будет способствовать внедрение цифровых технологий в администрирование и совершенствование налоговых режимов для отдельных категорий налогоплательщиков с высоким риском «теневизации» (самозанятые, малый бизнес). Но доверия у граждан инициативы налоговиков пока не вызывают. К проводимому с начала года в 4 регионах страны (в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане) эксперименту присоединились всего 226 тыс. самозанятых. При этом Росстат оценил неформальную занятость во втором квартале текущего года в 15,2 млн человек (или 21,3% всего занятого населения).

И самое печальное. «По уровню расходования федерального бюджета программа «Цифровая экономика» занимает последнее место среди всех нацпрограмм – 8,3% против 32,4%. Основная причина – неготовность в освоении выделяемых средств. Эффективность информатизации министерств и ведомств низкая, несмотря на ежегодные затраты на нее в размере 100 млрд руб. Из 20 законопроектов, которые должны были принять еще в 2018 году для реализации нацпрограммы, принят всего 1. Более 96% госорганов и внебюджетных фондов используют иностранные операционные системы, а около 82% – еще и почтовые серверы. Переход на отечественный софт идет с большими сложностями ввиду того, что российским производителям сложно предоставить заказчику конкурентный продукт по сравнению с зарубежными аналогами», – констатируют аудиторы СП. Комментарии, как говорится, излишни. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
917
В Сколтехе открыли новый вид бактериофага – естественного врага бактерий

В Сколтехе открыли новый вид бактериофага – естественного врага бактерий

0
548
Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
2327
Искать объективность в квантовом мире бесполезно

Искать объективность в квантовом мире бесполезно

Виталий Антропов

Физикам удалось остановить мгновение – сфотографировать фотон

0
3468

Другие новости