Фото агентства городских новостей "Москва"
Вал судебных преследований врачей и очевидные отрицательные последствия этого для здравоохранения озаботили наконец и Государственную думу. В комитете по охране здоровья состоялся круглый стол «Хирургия – зона профессионального и юридического риска». Строго говоря, вопрос гораздо шире: по связанным с лечением поводам могут отправить на зону врача любой специальности, но с хирургом это проделать всего легче.
Среди медицинских работников, осужденных в 2016–2017 годах, хирурги составили 40%, акушеры-гинекологи – 21%, анестезиологи-реаниматологи – 13%, педиатры – 8%, терапевты – 6%. Чаще всего медицинских работников обвиняют в причинении смерти по неосторожности, причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, халатности. Потерпевших по уголовным делам в 2016 году насчитывалось 230, в 2017 году – уже 242. Оправдательные приговоры вынесены в 4% дел – по нормам нашего правосудия еще много.
Понятно, никому не хочется за решетку, вот и бегут врачи, в первую очередь хирурги, из профессии. Как сообщил в своем выступлении на круглом столе главный внештатный специалист-хирург Минздрава России, директор НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Амиран Ревишвили, по неполным данным, в стране не хватает 7,5 тыс. хирургов. В 2016 году насчитывалось 20 683 хирурга общего профиля, в 2018 году их число уменьшилось до 19 919. Сколько осталось в 2019-м, еще не подсчитывали.
Медицинские организации плохо оснащены современным оборудованием, тарифы по клинико-статистическим группам не соответствуют фактическим расходам. Так устроено, что для лечебных учреждений нерентабельны трудные больные: с панкреонекрозом, кишечными свищами, послеоперационными осложнениями. Расходные материалы так дороги, что не по средствам внедрять эндовидеохирургические технологии при операциях на желудке, поджелудочной железе, толстой кишке, при грыжах.
Попросту говоря, дорогие россияне, невыгодны мы со своими серьезными недугами больницам, наша система обязательного медицинского страхования платит лечебным учреждениям за наше лечение копейки. Отправить пациента в медицинскую организацию третьего уровня, то есть туда, где есть подразделения, оказывающие так называемую высокотехнологическую помощь (кстати, специфически российское понятие), можно только при желудочно-кишечных кровотечениях, механической желтухе, хроническом панкреатите, когда требуется хирургическое лечение. Таково распределение задания по обязательному медицинскому страхованию при существующих тарифах клинико-статистических групп. «Клинические рекомендации по маршрутизации пациентов с тяжелой хирургической патологией в медорганизации третьего уровня и межрайонные центры не будут выполняться без соответствующего государственного задания и тарифа», – сказал Амиран Ревишвили.
Он остановился также на необходимости изменить федеральный государственный образовательный стандарт по программе ординатуры в специальности хирургия: «После первого года хирург может работать в поликлинике. Второй этап не прописан абсолютно. Мы считаем, что кроме двух лет ординатору необходимы два года клинической стажировки. Допускать на второй этап ординатуры можно только после двух лет работы. При целевом обучении – допускать на конкурсной основе и на основе договоров».
«Мировая практика – пациент застрахован и врач застрахован, – сказал в своем выступлении директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия. – У нас состоялось внедрение страховой медицины для пациента, а врач остается незастрахованным. Это тот самый фактор, который врачей очень беспокоит. Мировая практика – если возникает конфликтная ситуация, то разбираются сначала страховые компании. У нас получается, что врач виноват, дело передается в соответствующие инстанции с непонятными исходами».
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов резюмировал предложения, поступившие от ведущих специалистов российской хирургии, прежде всего о страховании профессиональной ответственности врачей и декриминализации медицинских статей Уголовного кодекса РФ. Будет сформирована при возглавляемом им комитете рабочая группа по правовой защите врачей.
Сколько уже подобных групп формировалось! А настоятельную необходимость страхования профессиональной ответственности врачей горячо обсуждают по меньшей мере лет 20. По определению Михаила Жванецкого, без такого же успеха.
Пока же круг исков против врачей ширится. Попасть на зону можно уже не только за медицинские ошибки. Из последних дел – врач рекомендовал пациенту, которому грозила ампутация, докупить расходные материалы, не оплачиваемые по ОМС, чтобы спасти ногу. Пациент купил, ногу спасли. А он подал в суд, и врача отправили в тюрьму. Отрезал бы ногу – жил бы с семьей дома.
комментарии(0)