Фото сайта russianasha.ru
Среди почетных гостей Владивостокского экономического форума (ВЭФ) будет премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Главная задача активного участия его администрации в поддержке развития российского Дальнего Востока с участием японских компаний – создание благоприятных условий для разрешения территориального спора и заключение мирного договора с Россией.
С приходом администрации Абэ к власти в Японии в декабре 2012 года контакты между Японией и Россией на высшем уровне резко интенсифицировались. Однако после кризиса в Украине, когда отношения между Россией и странами Запада резко испортились, Япония, будучи участником G7, присоединилась к cанкциям против России. Хотя и ввела, в отличие от США и ЕС, более мягкий санкционный режим, чтобы минимизировать негативные последствия для реализации инициативы Абэ по укреплению двусторонних связей.
Этот процесс возобновился после визита в Москву министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды в сентябре 2015 года. В мае 2016-го на саммите в Сочи Абэ предложил план сотрудничества с Россией из восьми пунктов. Он включает:
• увеличение продолжительности здоровой жизни;
• развитие комфортных для жизни чистых городов;
• фундаментальное расширение сотрудничества и обмена по линии
малого и среднего бизнеса;
• энергетику;
• содействие диверсификации промышленности и повышению производительности труда в России;
• развитие промышленности и экспортной базы на Дальнем Востоке;
• сотрудничество в области передовых технологий;
• фундаментальное расширение гуманитарного обмена.
В 2016 году Абэ впервые посетил ВЭФ во Владивостоке, где снова встретился с президентом Путиным. Абэ назначил на пост министра экономического сотрудничества с Россией, ответственного за реализацию плана из восьми пунктов, министра экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко. Наконец в декабре 2016-го президент Путин посетил Токио. По этому случаю в рамках плана Абэ по сотрудничеству между правительствами и компаниями двух стран было подписано 80 документов. Правительства двух стран также договорились об обсуждении вопросов совместной экономической деятельности на четырех спорных островах Курильской гряды.
Великое восточно-японское землетрясение и последующая авария на АЭС «Фукусима» в марте 2011 года резко увеличили спрос Японии на природный газ. Поначалу это также породило ожидания увеличения поставок газа из России. Поскольку Япония омывается морями, весь импорт природного газа осуществляется в виде сжиженного природного газа (СПГ). Общий объем его ввоза в Японию составил 70,56 млн т в 2010 году, а в 2014-м он вырос на 26% – до 89,07 млн т.
Несмотря на неопределенность на мировом рынке, завод по производству СПГ компании НОВАТЭК на Ямале осуществил инвестиции в декабре 2013 года и был введен в эксплуатацию в 2017-м. Японские компании решили не участвовать в проекте СПГ «Ямал» в качестве акционеров. Вместе с тем совместное предприятие с участием двух крупных японских инженерно-технических компаний JGC и Chiyoda сыграло роль генерального подрядчика, помогая разрешить любые технологические трудности, с которыми сталкивался первый в Заполярье проект СПГ. Помимо этого японские компании активно участвовали в реализации проектов по транспортировке СПГ из Заполярья в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Говоря о новых проектах, нельзя не упомянуть о том, что в ноябре 2017 года НОВАТЭК, Mitsui O.S. K Lines (MOL) и Marubeni подписали меморандум о взаимопонимании с целью совместной подготовки технико-экономического обоснования проекта по перевалке и маркетингу СПГ на Камчатке. Речь идет о создании береговой инфраструктуры для перегрузки СПГ с газовозов ледового класса на обычные танкеры.
Частью плана из восьми пунктов является экономическая кооперация на российском Дальнем Востоке. Однако нет необходимости говорить о том, что, несмотря на поддержку правительства, японские компании никогда не инвестируют средства в российский Дальний Восток, если это нецелесообразно с точки зрения бизнеса. В этой связи справедливо отметить ряд мер, предпринятых российским правительством, включая создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, которые начали приносить плоды.
Шесть японских компаний уже зарегистрированы в качестве резидентов ТОР. Среди них российско-японское совместное предприятие JGC Evergreen, созданное по инициативе японской инженерно-технической компании JGC. Оно уже запустило проект создания теплиц в Хабаровске для снабжения населения свежими огурцами и помидорами. В рамках проекта Sayuri, инициированного японской корпорацией Hokkaido, аналогичные теплицы появились в Якутске. Российско-японское предприятие «Хонока-Сахалин», к которому присоединилась компания Marushin Ivadera – крупнейший японский оператор спа-курортов с горячими источниками, – начало работу над созданием первого такого курорта в японском стиле на Сахалине. Японское предприятие Arai Shouji планирует два совместных предприятия с российским партнером: «Терминатор» (по переработке автомобилей) и «Прометей» (по производству запчастей для электрокаров).
Как следует из приведенных примеров, началась диверсификация прямых японских инвестиций в Россию и постепенный отход от исключительной ориентации на традиционные энергетику и крупные автомобильные предприятия в пользу малых и средних предприятий в сфере сельского хозяйства, туризма, здравоохранения и т.д. Однако эта тенденция сравнительно новая. Японии и России нужно прилагать дальнейшие усилия для ее развития.
Что касается экономической деятельности на спорных Курильских островах в рамках двустороннего российско-японского сотрудничества на Дальнем Востоке, оба правительства уже определили потенциальные к реализации проекты в пяти сферах: аквакультура и морепродукты; тепличное овощеводство; развитие туризма по особым местам Курильских островов; внедрение генерации ветровой энергии; меры по снижению объемов мусора. Продолжается межправительственный диалог по созданию правового механизма для реализации этих проектов. Главная роль в этих консультациях отведена МИДам обеих стран.
комментарии(0)