Фото Pixabay.com
Вице-премьер Юрий Трутнев призвал пустить на российский арктический шельф иностранные и частные российские компании. Логика позаимствована, судя по всему, из практики 90-х годов: столкнувшись с трудностями, надо отдать соответствующую сферу частникам и иностранцам – и они волшебным образом все сделают.
Ельцинскую Россию эта логика довела до семибанкирщины, вымирания, дефолта 1998 года – и поставила в итоге на грань гибели. Похоже, по этому маршруту может направиться и нынешняя Россия.
Правительство, как известно, развязало против нефтяников подлинную налоговую войну. Оно сумело добиться, казалось, невозможного: повысить фискальную нагрузку и структурировать ее так, чтобы резкий скачок цен на бензин сопровождался убыточностью всей без исключения нефтепереработки.
Этот удар затруднил работу даже в благоприятных климатических условиях – а в Арктике и вовсе сделал ее невозможной. Для превращения «белого безмолвия» в валютный цех страны нужен учет его реальных условий, что означает налоговые льготы, которые, учитывая генерируемый ими поток доходов бюджета, являются не столько льготами, сколько инвестициями. Это доказано не только всей мировой, но и российской практикой: снижение налогов для добычи нефти на Самотлоре не только остановило ее падение, но и в первый же год принесло бюджету дополнительные доходы более чем в 20 млрд руб. (льгота в 35 млрд руб. обеспечила в первый же год бюджету почти 60 млрд руб. дополнительно).
Госкомпании допущены к работе на арктическом шельфе по сугубо прагматическим соображениям: принадлежность государству позволяет резко снизить их потребность в налоговом инвестировании по сравнению с частными. Ведь, не нуждаясь в силу характера собственности в постоянной максимизации дивидендов и капитализации, госкомпании устойчивей и могут работать на более долгую перспективу, длительное время осуществляя стратегические вложения, на которые частные акционеры в силу объективной специфики своих интересов просто не могут дать своего согласия.
Поэтому для выполнения той же работы государственные компании дешевле частных для государства: они ведут работы даже сейчас, при цене нефти около 60 долл. за баррель, хотя освоение шельфа становится рентабельным с 80 долл. за баррель. Дорогая сейсмика и геолого-разведочные работы на шельфе требуют серьезных инвестиций, которые в досанкционный период готовы были обеспечить крупнейшие нефтяные мейджоры, однако после введения санкций полностью взяли на себя российские госкомпании. К тому же нельзя забывать, что в будущем освоение шельфа именно госкомпаниями может принести колоссальную прибыль государству в виде налоговых отчислений и дивидендов.
Передача лицензий на арктический шельф частным компаниям (пока из них всех заинтересованным в этой схеме называют лишь ЛУКОЙЛ) приведет не к его освоению, а лишь к скачкообразному росту капитализации выгодоприобретателей (за счет резкого увеличения запасов).
Это принесет роскошные спекулятивные доходы разнообразным инсайдерам (и просто хорошим прогнозистам) и повысит потенциальные доходы олигархов от продажи этих компаний Западу, но стране не принесет ничего, кроме удорожания и торможения освоения Арктики, а также возможного перехода контроля за ее весомой частью Западу.
Впрочем, последнее высокопоставленных чиновников вряд ли волнует. Судя по последним инициативам, они беспокоятся не столько о российских олигархах, сколько об иностранных корпорациях, которым предлагается предоставлять до 70% в шельфовых месторождениях.
Похоже, Юрий Трутнев запамятовал, что иностранные компании участвовали в освоении шельфа с 2012 года, причем на значительно более выгодных для России условиях, – исключительно как младшие партнеры, не имеющие прав на лицензии, – и это их более чем устраивало. Санкции полностью лишили их возможности работать на нашем шельфе, и она не появится у них, даже если либеральная логика «придите и владейте нами» вновь, как в 90-е годы, станет сутью всей государственной политики России.
Теоретически можно представить ситуацию, когда санкции Запада в их отношении будут ограничены и они получат право захватывать шельфовые месторождения российской Арктики, за что ратует вице-премьер. Но осваивать их без налоговых льгот (причем более значительных, чем для российских госкомпаний, так как для иностранцев существенны риски чужой страны) они не будут – и потому Россия, фактически подарившая им свои недра, не получит и 30% их содержимого.
Иностранные компании будут использовать арктический шельф России для наращивания своих запасов (с которыми у них в целом очень плохая ситуация), роста своей капитализации и укрепления своего конкурентного положения – в том числе и против российских нефтяных компаний, как государственных, так и частных.
Таким образом, предложение вице-премьера Трутнева шокирует своей бессмысленностью с точки зрения национальных интересов России – и четкой ориентацией на интересы отечественных олигархов и западных глобальных конкурентов нашей страны.
Во времена Гайдара и Чубайса это, вероятно, обеспечило бы его стремительную реализацию.
комментарии(0)