Фото Mark Wilson/Getty Images
Выступив в дуэте с Эмманюэлем Макроном за возобновление участия России в саммитах G7, Дональд Трамп эффектно начал свою президентскую кампанию. Ведь его предвыборное обещание улучшить американо-российские отношения выполнено с точностью до наоборот. И это на фоне острой критики в адрес Трампа за отсутствие продуманной внешнеполитической стратегии, развязывание торговых войн и обострение противоречий не только с соперниками, но и с союзниками.
Но как бы то ни было, по словам Генри Киссинджера, Трамп – «одна из тех исторических фигур, которые время от времени появляются, чтобы знаменовать собой конец эпохи и заставить ее отбросить устаревшее притворство. Это необязательно означает, что Трамп сам это знает или обдумывает какую-то грандиозную альтернативу».
Эта оценка оставляет открытым вопрос о политической перспективе Трампа. Может статься, что его политика являлась осознанной «разведкой боем» на всех фронтах. Проверкой прочности конструктивных элементов накренившегося здания миропорядка, возведенного в прошлом веке.
Так это или нет, покажут приоритеты предвыборной программы Трампа. Причем деклараций о ценности НАТО и укреплении североатлантической солидарности будет уже недостаточно, ибо радикально изменившаяся стратегическая обстановка требует совершенствования существующей системы сдержек и противовесов.
Задача, как писал Збигнев Бжезинский, состоит в создании «расширенного и более энергичного Запада», то есть в распространении его влияния за пределы структур, созданных США в XX веке.
И здесь объективно нельзя обойти евразийский фактор России. Тогда как именно Трамп является тем политиком, который может поставить ребром вопрос об отношениях с Россией в новом геостратегическом контексте. Речь идет о принятии прорывного решения, способного обеспечить баланс и равновесие мировых центров силы в XXI веке.
Решением такого уровня могло бы стать Тихоокеанское соглашение между США, Японией и Россией (RAJ) в сфере безопасности и экономического сотрудничества. Подразумевается, что в рамках этого политического процесса будет заключен мирный договор между Россией и Японией и полностью урегулирована проблема спорных Курильских островов. Не говоря уже о геостратегических перспективах сотрудничества в рамках межправительственной комиссии RAJ по совместным экономическим проектам в Тихоокеанском регионе России.
Очевидно, что работа Трампа по возвращению России в G7 столкнется с жесткой обструкцией Палаты представителей, возвращающейся с каникул в начале сентября. В этом смысле «французский дебют» президентской кампании Трампа приведет к обострению внутриполитической борьбы, исход которой определится на выборах 2020 года.
Несомненно, что на этих выборах американцам предстоит беспрецедентная дискуссия на кокусах, праймериз и президентских дебатах. Впервые после выборов 1948 года избиратели выразят отношение к внешней политике Америки. Впервые вопрос о глобальной роли Америки вообще и американо-российских отношений в частности станет маркером президентской кампании.
Таким образом, выборы-2020 дадут ответ на вопрос: Россия – желательный партнер или безусловный противник США? Ответ, который будет иметь принципиальное значение для выработки внешнеполитической доктрины Америки XXI века.
Однако свой исторический выбор до начала президентской кампании в США предстоит сделать и России.
комментарии(1)
0
dlz 09:14 28.08.2019
Судя по публикациям в изданиях наподобие WP или NI, такой исход для американцев весьма желателен. И причиной снова становится демография: латиноамериканцы и индейцы постепенно возвращают себе страну. Меняются ценности. Депутат - демократ О.Кортес не раз критиковала свою партию за излишнее внимание к РФ в ущерб к коренному населению и интересам трудового народа.