Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Предстоящий 19 августа рабочий визит Владимира Путина в форт Брегансон, летнюю резиденцию французских президентов со времен Шарля де Голля, вписывается в текущий контекст возобновления и расширения двусторонних контактов между странами по самому широкому кругу тем и на самых разных уровнях.
Так, в конце июня премьер-министр Дмитрий Медведев с однодневным визитом приезжал в Гавр для встречи с французским коллегой Эдуаром Филиппом. Обсуждалось множество вопросов, и было объявлено о перезапуске формата «2+2», то есть встреч министров обороны и иностранных дел двух стран, который был приостановлен в 2014 году. Этой осенью также должна возобновиться работа «большой комиссии» с участием представителей Государственной думы и Национальной ассамблеи, которая была прервана в 2013 году. Уже три года, но также после нескольких лет перерыва проходят заседания Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC).
Что касается ближайшего будущего, то президент Эмманюэль Макрон пригласил Владимира Путина приехать на второй Парижский форум мира в ноябре, а сам уже подтвердил участие в праздновании в Москве 75-летия Победы во Второй мировой войне. Такая же насыщенная повестка взаимодействия реализуется на уровне муниципалитетов, компаний в разных сферах экономики, многочисленных объединений и союзов, гражданских обществ в рамках Трианонского диалога и др.
Почему Эмманюэль Макрон пригласил Владимира Путина встретиться именно сейчас? В Украине сложилась новая ситуация после избрания президентом Владимира Зеленского, и Франция видит «окно возможностей», чтобы сдвинуть с мертвой точки процессы вокруг Донбасса. Плюс еще один фактор: Макрон решил проявить инициативу «посредника от Европы» в нынешних условиях пассивности Германии на восточном направлении и политического ослабления Ангелы Меркель. Важно, что Франция недавно уже выступила таким «посредником», содействуя компромиссу, который позволил России вернуться в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Решения, которые будут достигнуты на встрече в форте Брегансон, придадут новый импульс и наполнят содержанием процесс, начатый в Версале.
Изначально получила хождение информация, что Эмманюэль Макрон сам приедет в Москву этим летом. Но потом была достигнута договоренность о том, что встреча состоится в Брегансоне за неделю до саммита «большой семерки» под председательством французского президента. Кстати, у этого форта имеется дипломатическая история, связанная с Россией: именно там в августе 2008 года президент Николя Саркози проводил консультации по грузинскому вопросу с лидерами стран ЕС до того, как отправиться в Москву на встречу с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным.
Какова первая реакция во Франции на информацию о визите Путина? Надо сказать, что в силу традиции массовых летних отпусков до 15 августа большинство французов – и политиков тоже – сейчас отдыхают. Но нельзя не заметить серию негативных статей во французской прессе. Это говорит о том, что сам факт диалога с Россией и ее президентом Владимиром Путиным явно нежелателен для существенной части истеблишмента, ориентированного на Запад в традиционном понимании.
Повестка дня встречи президентов разбита на две части: чисто двусторонние вопросы, включая экономическое сотрудничество, и международные проблемы, разумеется, с акцентом на Украину. Впрочем, помимо Украины, в центре внимания будут Иран, Сирия, Ливия, общая европейская безопасность в свете прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Скорее всего будет обсуждаться ситуация в Сахеле и других частях Африки, где Россия в последнее время проявляет активность и где происходят определенные трения, как, например, в ЦАР. Помимо географических вопросов будут и тематические, такие как терроризм, миграция и кибербезопасность.
Касаясь Украины, Франция дала понять, что сейчас, по ее мнению, мяч на стороне России, и Париж ожидает от Москвы встречных шагов на предложения нового украинского президента. Франция обнадежена первыми позитивными сигналами вокруг Станицы Луганской, но видит, что достижения очень хрупки, о чем свидетельствуют последние обстрелы. Парижу кажется критически важным быстро добиться новых решений, которые позволят выйти из замкнутого круга и запустить политический процесс.
Первым шагом могло бы стать освобождение «всех на всех», включая украинских моряков, задержанных в Керченском проливе. Что касается включения США и Великобритании в «нормандский формат», как просит Зеленский, то в Париже полагают, что отказ Франции расширить число участников будет позитивно воспринят в Москве. Как следствие, это поможет общему продуктивному диалогу и подтолкнет Россию «пройти свою часть пути».
В целом, ожидания от предстоящей встречи в Елисейском дворце достаточно высокие. При этом есть однозначное понимание, что речь не может идти об односторонних уступках со стороны России. Процесс будет обоюдным, и уступки взаимные. Однако во Франции не понимают, с каким настроем приедет Путин, тем более в свете его первых после избрания Зеленского решений по Украине. Понятно, что и у России есть сомнения в способности Макрона убедить своих партнеров по «семерке», в первую очередь США, по иранскому вопросу, уже спровоцировавшему словесную перепалку, а другие европейские страны – по поводу условий снятия с России санкций. Но главное опасение заключается в том, что если это «окно возможностей» для прогресса в политических отношениях между Францией и Россией будет упущено, то ни о каком существенном улучшении до 2024 года говорить будет невозможно.
комментарии(1)
0
dlz 06:19 18.08.2019
Окно возможностей сформулировано европейскими и американскими компаниями. Посмотрите, сколько стало предложений о приеме на работу с их стороны. И как они стали лояльны к российским трудовым ресурсам. Заранее согласны на все. Предлагают в России условия уровня ЕС или США. Можно работать по трудовой, можно - без нее, а при желании можно и через оффшорный счет.