Фото pixabay.com
На минувшей неделе Генпрокуратура обзавелась долгожданными полномочиями по проверке сведений о наличии у российских чиновников сбережений за рубежом. Оно и понятно: с 2013 года госслужащим, главам муниципалитетов, парламентариям, судьям и силовикам, а также их семьям запрещено иметь счета и вклады в зарубежных банках, а с 2017 года – владеть и пользоваться (напрямую или через посредников) иностранными финансовыми инструментами (ценными бумагами, кредитами, займами, паями (долями) в уставных капиталах). Зарубежную недвижимость им иметь можно, но при условии ее декларирования и раскрытия финансовых источников ее приобретения. В случае несоблюдения этих запретов чиновникам грозит увольнение за утрату доверия, а парламентариям – досрочное прекращение полномочий.
Зеленый свет на поиски зарубежных активов прокуратуре дал президент Владимир Путин, мотивируя это необходимостью обеспечения национальной безопасности, упорядочения лоббистской деятельности и повышения эффективности противодействия коррупции. «Какое доверие может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои денежки старается вывезти за границу?» – заявил он Федеральному собранию еще в декабре 2012 года. При этом в мае президент своим законом № 73 даровал чиновникам полугодовую возможность избавиться от унаследованных вкладов или полученных финансовых инструментов за рубежом.
Между тем, судя по ежегодным отчетам Генпрокуратуры России, выведение чиновников на чистую воду до сих пор идет со скрипом. В прошлом году органы прокуратуры выявили всего 15 (в 2017 году – 12, в 2016 году – 12) нарушений, связанных с наличием у них счетов и вкладов в иностранных банках. Пару лет назад глава надзорного ведомства Юрий Чайка посетовал на то, что его подчиненные вынуждены искать чиновничьи активы практически вслепую ввиду отсутствия единого регламента действий. Теперь же, по его мнению, ситуация должна кардинально измениться.
Согласно Федеральному закону № 5 от 06.02.19, Генпрокуратура получила право напрямую или через Центробанк обращаться в иностранные банки и к другим компетентным органам при проведении антикоррупционных проверок чиновников. Полномочия ведомства в данной сфере прописаны в специальном приказе от 5 августа. Правда, тормошить Генпрокуратуру на счет международного запроса о зарубежных активах чиновника должны государственные (муниципальные) органы, усомнившиеся в чистоплотности своих сотрудников. Станут ли они это делать – большой вопрос, особенно когда речь заходит о руководящих кадрах.
Стандартные антикоррупционные проверки чиновников в отделах кадров положительного эффекта не дают, ибо проводятся формально. Те же, у кого каким-то чудом обнаружили спрятанные активы, оказались в прокурорских силках отнюдь не случайно, а вследствие планомерной разработки ФСБ. Именно с ее подачи зачастую и просыпается дремавшее до поры «прокурорское око». Вспомним хотя бы иск о взыскании в доход государства неправедно нажитого имущества экс-главы Клинского района Подмосковья, у которого нашлись и испанский отель, и чешская квартира. Перечень всего арестованного имущества, большая часть которого была оформлена на его близких и друзей, занимает около 150 страниц!
Действительно, о зарубежных «копилках» чиновников становится известно лишь в ходе полномасштабного расследования их преступной деятельности. В этом легко убедиться на примере дела «золотого полковника» из ГУЭБиПК МВД России Дмитрия Захарченко, осужденного в июне на 13 лет колонии строго режима со 118-миллионным штрафом за получение крупных взяток. Чего только не обнаружила прокуратура, а впоследствии и не изъяла по суду у его близкого окружения. Кроме того, заполучить банковскую информацию из-за рубежа в отсутствие уголовного дела весьма проблематично. Многие популярные у россиян низконалоговые юрисдикции ее не предоставляют. Да и специалистов, способных распутать многозвенную гирлянду посредников, на которых оформлены зарубежные активы чиновников, среди правоохранителей маловато.
По подсчетам компании Frank RG, в зарубежных банках у состоятельных россиян хранится 315 млрд долл., или 70% всех их активов, общий объем которых составляет 455 млрд долл. К числу состоятельных Frank RG отнес тех, у кого есть более 1 млн долл. в финансовых активах – 27 тыс. человек. Сколько из них являются чиновниками или аффилированы с ними – неизвестно. В этом и предстоит разобраться органам прокуратуры с помощью ЦБ, Росфинмониторинга и НЦБ Интерпола при МВД России. Кстати, весомым подспорьем в этой связи может стать база ФНС России, которая участвует в Соглашении об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA). Благодаря этому механизму служба уже получила сведения о счетах россиян в 58 странах, включая офшоры. В течение текущего года эти данные будут проанализированы, а налогоплательщики разделены по профилям риска для дальнейшей работы. По предварительным оценкам, претензии могут быть предъявлены 10–15% «забывчивых» россиян, часть из которых вполне может быть связана с чиновниками.
Примечательно, что охота за чиновничьими счетами проходит на фоне возобновления дискуссии о необходимости конфискации имущества коррупционеров. Хотя и эта мера далеко не безукоризненна. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за последние семь лет из 28,1 тыс. лиц, осужденных за коррупционные преступления, конфискация имущества (ст. 104.1 УК РФ) коснулась всего 2,3 тыс., или 8% от общей массы. Самыми урожайными по этой части выдались 2015 и 2016 годы – 600 и 543 коррупционера соответственно. В основном своих доходов по приговору суда лишились граждане, погоревшие на взятках или коммерческом подкупе. С 1 января весь коррупционный конфискат отходит Пенсионному фонду РФ, сотрудники которого, как показывает практика, и сами не без греха (коррупционного). n
Александр Николаевич Сухаренко – независимый актикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).
комментарии(0)