Фото pixabay.com
Владимир Путин на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой 25 июля выразил беспокойство положением в здравоохранении, прежде всего в его первичном звене.
Программа национального проекта «Здравоохранение», по мнению президента, выстроена грамотно, предусмотрены подготовка кадров, приобретение оборудования, строительство медицинских центров. Однако «…отмечается разрыв между усилиями, предпринимаемыми из федерального Центра, хорошим, позитивным эффектом и тем, что происходит после этого, разрыв между различными уровнями управления», – заявил Путин. При этом он подчеркнул, что «все куда-то потом съезжает, люди получают заработную плату на уровне прожиточного минимума, законодательно прописаны, но не исполняются на практике принятые решения».
Во всех поездках по регионам, во время «Прямых линий» президенту жалуются и на недоступность медицинской помощи, и на плохое качество ее, а медики – на низкие зарплаты. В стране, как известно, ручное управление, прорвешься к Путину – глядишь, и поможет. Прорвавшемуся и поможет, но беды массовые.
Президент напомнил, что в 2005–2007 годах производились реконструкция и капитальный ремонт медицинских учреждений, и оборудование закупалось, и зарплату повышали медикам. В первичном звене врачам доплачивали по 10 тыс., медсестрам – по 5 тыс. Тогда, кстати, операционные медсестры, как рассказывал академик Михаил Давыдов, стали уходить в поликлиники: работа легче, а денег на 5 тыс. больше. Впрочем, с тех пор инфляция рванула вверх, да и вообще все как-то рассосалось, про добавки перестали говорить.
С пресловутым майским указом, по которому врачам должны были платить 200% от средней зарплаты по региону, тоже как-то криво получилось. Чтобы формально повысить зарплату, администрация вынуждена идти на различные ухищрения. Врачу приходится, например, подавать заявление, чтобы его перевели на 70% ставки, хотя работает он столько же и зарплату платят прежнюю. Но формально – на 30% больше. А самый распространенный способ – сократить половину медиков, их зарплату поделить на оставшихся, которые будут выполнять вдвое больший объем работы. И все равно отчитаться президенту в срок, что его указы выполнены, не удалось.
За прошедшее время подоспели новые майские указы, новые национальные проекты, в том числе по здравоохранению. Нынешний так и называется – «Здравоохранение». Объявлены его цели: снижение смертности населения, снижение младенческой смертности, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Информация, которую предоставила президенту Татьяна Голикова, неутешительна. 2,5 тыс. зданий поликлиник в стране нуждаются в замене и капитальном ремонте, хотя еще в 2011–2012 годах они находились в программе модернизации здравоохранения.
В связи с поручением главы государства запущена всероссийская диспансеризация. Однако во многих регионах медицинские учреждения не могут провести диспансеризацию в одном месте (чтобы пациентов не гонять по разным учреждениям) – не хватает маммографического, флюорографического, эндоскопического оборудования. Уровень износа отдельных видов техники первичного звена, которая должна применяться и в ходе диспансеризации, – 55–100%.
Огромный кадровый дефицит: не хватает 25 тыс. врачей, 130 тыс. среднего медицинского персонала. Согласно «дорожной карте», которая разработана в рамках нацпроекта «Здравоохранение», в 2019 году в лечебные учреждения придут 8,5 тыс. врачей и 23 тыс. среднего медперсонала. Однако отмечается примерно такая же убыль – уходят пенсионеры и не только.
Медики из первичного звена увольняются в основном из-за зарплаты – низкой доли базового оклада, невозможности пройти повышение квалификации. В селах зачастую медик один. Происходит дисквалификация врачей. Не предоставляется медикам и служебное жилье.
Казалось бы, теперь, когда вице-премьер откровенно рассказала президенту о печальной ситуации в отрасли, за здравоохранение возьмутся всерьез, вольют туда свежие силы (медиков, а не дополнительную армию чиновников), серьезные средства, и положение быстро улучшится. Однако ведь все это было…
Был уже нацпроект по здравоохранению, стартовал 1 января 2006 года. Назывался несколько иначе – «Здоровье». Но цели преследовал такие же: повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медпомощи, профилактическое направление в здравоохранении. Говорилось и о дефиците врачей.
В 2016 году речь шла, правда, не о нацпроектах, а о приоритетных проектах в здравоохранении. Звучит тоже солидно. Цели все те же: ликвидация дефицита участковых терапевтов и педиатров в первичном звене здравоохранения по всей стране и повышение качества подготовки медицинских работников, прежде всего врачей.
А параллельно происходила так называемая оптимизация здравоохранения: медиков сокращали, лечебные учреждения закрывали. По данным Счетной палаты, в 2014 году число врачей сократилось на 12,8 тыс. человек, среднего медперсонала – на 40,5 тыс. человек. Сокращение медиков проводилось без предварительного планирования и учета возможных последствий. В ходе проверок власти регионов назвали дополнительную потребность в 55 тыс. врачей и 88 тыс. средних медицинских работников. Впечатление, что правая рука не знала, что делает левая.
И все эти годы тем или иным образом имела отношение к здравоохранению Татьяна Голикова: сначала в должности министра здравоохранения и соцразвития, потом председателя Счетной палаты, теперь – вице-премьера по вопросам социальной политики.
Возникает ощущение какого-то дежавю или даже дня сурка.
комментарии(1)
0
Анастасия 15:09 02.08.2019
На самом деле даже в бюджетных клиниках можно зарабатывать нормальные деньги, просто главное - это постоянно повышать свою квалификацию. Я вот прошла курсы повышения квалификации в области реаниматологии вот на этом портале