Фото Chip Somodevilla/Getty Images
Начавшаяся в США кампания по президентским выборам-2020 примечательна сразу несколькими вещами. Во-первых, она происходит в условиях беспрецедентной для последних десятилетий поляризации американского общества и политической системы. Во-вторых, задачей демократов (и традиционной политической элиты в целом) является не просто попасть в Белый дом, а взять реванш за унизительное поражение в 2016-м, восстановить доминирующие позиции в политическом процессе, а также преодолеть начавшийся тогда кризис в Демократической партии.
Итак, нынешняя кампания показывает, насколько изменилась Республиканская партия за последние годы и что означает для истории и развития США фигура Дональда Трампа. Многие восприняли его победу в 2016 году как историческое недоразумение, которое произошло исключительно благодаря так называемому российскому вмешательству и которое нужно как можно скорее преодолеть, после чего вернется привычная «нормальность». Сегодняшняя ситуация показывает, что это невозможно. Президентство Трампа уже изменило Америку и продолжает ее менять. Уже промежуточные выборы 2018 года показали, что Республиканская партия консолидировалась вокруг Трампа. Кампания-2020 демонстрирует это еще более наглядно.
Никаких разговоров внутри партии о том, пойдет ли Трамп на второй президентский срок от республиканцев и стоит ли ему это делать, нет. Тот электорат, который проголосовал за Трампа в 2016 году, по-прежнему ему верен. Более того, есть понимание, что именно Трамп является самым сильным политиком со стороны Республиканской партии и победить его в 2020-м будет непросто. Действительно, один из самых главных на сегодняшний день вопросов для демократов – это кто сможет победить Трампа. Если бы нынешний президент был лишь историческим недоразумением и результатом «российского вмешательства», то вряд ли вопрос о способности кого-то из демократов победить его в 2020-м стоял бы столь остро.
Отчасти это благодаря тому, что экономика США продолжает расти весьма высокими темпами. Однако не меньшее значение играет и то, что Трамп действительно популярен среди значительной части республиканского электората и предлагаемая им повестка (ужесточение миграционного законодательства, развитие инфраструктуры, внешнеэкономический национализм и меркантилизм) пользуется поддержкой. Он сумел объединить Республиканскую партию вокруг себя, в то время как в Демократической партии продолжаются «разброд и шатание».
Таким образом, из «недоразумения» Трамп стал важной частью американской политической элиты, родоначальником нового ее направления. Которое не исчезнет даже в случае его поражения на предстоящих выборах. Если Трамп проиграет, президент-демократ получит не Америку без Трампа, а Америку Трампа и будет вынужден отталкиваться от его внутри- и внешнеполитического наследия.
Второй примечательный аспект начавшейся кампании – это демонстрация все большей поляризации американской политической системы. Трамп движет Республиканскую партию вправо, поощряет и пропагандирует консервативные ценности. В то же время Демократическая партия все более склоняется влево. Об этом говорят и предвыборные заявления многих участников праймериз: бесплатное образование и здравоохранение, расширение социальных пособий и благ. Партия отчаянно пытается призвать в свое лоно рабочий класс, ушедший за Трампом, который обещал вернуть рабочие места и индустриальное производство в Америку, к республиканцам. Раскол в американском обществе по ценностям, экономической модели, демографии углубляется, и перспективы его преодоления не проглядываются.
Третий аспект – выборы 2020 года являются решающими и рубежными для Демократической партии, которая пребывает в кризисе, начавшемся после ее поражения в 2016-м и неспособности взять реванш на выборах 2018 года, когда демократы получили наименьшее из того, на что могли рассчитывать. Чтобы преодолеть этот кризис, демократам нужно серьезное обновление, новые люди и новая повестка. Ближайшие год покажет, способна ли Демократическая партия обновиться.
С одной стороны, новые люди есть, например Тулси Габбард и Камала Харрис. Повестка, как показал первый раунд теледебатов среди участников праймериз, тоже постепенно становится все более социалистической и все менее неолиберальной. Однако, с другой стороны, истеблишмент по-прежнему консолидируется вокруг «стариков» – в первую очередь бывшего вице-президента Джозефа Байдена. Вокруг него собрались почти все люди Хиллари Клинтон. И они позиционируют Байдена как уже «единого» кандидата от демократов и главного оппонента Трампа. Байден еще не выиграл демократическую гонку, и не факт, что выиграет, но его риторика нацелена не столько на спор с другими кандидатами от демократов, сколько на полемику с Трампом. Это тревожный знак: истеблишмент выступает за сохранение того курса, который и привел партию к катастрофе 2016 года.
И все же, как показывают дебаты, Демократическая партия – вопреки желанию истеблишмента – уже обновляется. Победителем первых теледебатов стал вовсе не Байден, а Камала Харрис – сенатор от Калифорнии ямайкского и индийского происхождения. И пока именно она считается новым лидером гонки. Как представляется, именно такие новые персоны, как Харрис, способны консолидировать вокруг себя демократический электорат, а не нафталиновые старики вроде Байдена.
В этой связи решающий вопрос – будет ли истеблишмент прибегать к таким политическим манипуляциям, как в 2016 году: искусственно топить «неправильных» лидеров гонки и вытаскивать своих кандидатов. Тогда руководство демократов подыгрывало Хиллари Клинтон и мешало Берни Сандерсу. Если история повторится, то кризис в партии продолжится и она скорее всего проиграет Трампу. Что станет для демократов очередной катастрофой. Если же этого не случится, то в 2020 году будет реальная интрига. Однако поляризация американского общества и политики продолжится вне зависимости от исхода голосования. n
комментарии(0)