Фото с официального портала Иркутской области /irkobl.ru
Нынешнее катастрофическое наводнение в Иркутской области напомнило о другом, случившемся в бассейне Амура в 2013 году и тоже небывалом по масштабам за последние 120 лет наблюдений. Тогда уровень воды над ординаром поднялся в Хабаровске выше 8 м в Комсомольске-на-Амуре – выше 9 м. Это было уникальное явление на Амуре и его притоках. Затопило только с российской стороны более 100 населенных пунктов, более 100 тыс. пострадавших. Ущерб составил почти 30 млрд руб.
В самый разгар этого наводнения президент РФ дал поручение правительству РФ «О разработке и утверждении Программы строительства новых гидроэнергетических объектов на притоках реки Амур в целях регулирования водосброса в паводковые периоды». В этом документе уже были сформулированы основные положения программы предстоящего развития Дальнего Востока. «Новые ГЭС позволят решить комплекс государственных задач: обеспечение противопаводковой защиты населения, повышение надежности энергоснабжения дальневосточников, создание новых генерирующих мощностей, разворот крупных промышленных строек и увеличение количества рабочих мест».
25 февраля 2014 года на заседании Координационного комитета по устойчивому развитию бассейна реки Амур межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» были одобрены противопаводковые ГЭС: Гилюйская, Ниманская, Нижне-Зейская. Взамен Селемджинской рекомендована Русиновская на верхней Селемдже. Выбор этих ГЭС состоялся на основе учета самого важного экологического критерия – жизни человека. Федеральному агентству водных ресурсов комитет рекомендовал доработать Правила использования водных ресурсов (ПИВР) водохранилищ Зейской и Бурейской ГЭС. Амурскому бассейновому управлению рекомендовано было включить в Схему комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) по бассейну реки Амур создание защитных противопаводковых дамб в населенных пунктах. Органам исполнительной власти субъектов РФ Амурского бассейна разработать планы по переселению населения и перемещению объектов капитальной застройки из зон возможного затопления и подтопления.
Вопрос о создании новых гидроузлов на притоках Амура заостряется с каждым годом. Прошло шесть лет со дня поручения Владимира Путина. Обошлось без наводнений. А что сделано на самом деле? Построена Нижне-Бурейская ГЭС – контррегулятор Бурейской. Ни Минприроды РФ, ни администрациями регионов не субсидируется реализация Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Амур, разработанной Дальневосточным филиалом Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов (РосНИИВХ), в которой заложены мероприятия по защите от наводнений населенных пунктов, разосланной в администрации регионов. А новым наводнениям – быть.
Потепление климата планеты не остановить, оно не зависит от человеческой деятельности. Тихий океан, продолжая разогреваться, будет приносить все новые циклоны на материки, в том числе на наш Дальний Восток. Значит, наводнения, и нередко катастрофических масштабов, будут иметь место. Не сегодня завтра может повториться 2013 год. И, к сожалению, в тех же параметрах и неминуемых расходах казны на спасение, восстановление.
Поручение президента имеет стратегическое значение, тем более что принят новый вариант программы правительства РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», продленной до 2025 года. В числе ее первоочередных задач добыча природных ресурсов, переход к их глубокой переработке на новых металлургических заводах, глубокая переработка нефти и природного газа, развитие обрабатывающих отраслей, использование транзитных возможностей региона, усиление энергетической основы развития.
В программе, подготовленной по заданию Ленгидропроекта Институтом водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, приводятся обоснованные мероприятия. Они позволяют максимально снизить негативные последствия новых ГЭС для населения, окружающей среды, водных и наземных экосистем.
Новые производства заработают как раз за время строительства первой из новых ГЭС на электрификацию БАМа и Транссиба. Однако в программе правительства нет и упоминания о новых ГЭС на притоках Амура. Зато заложены проекты пылеугольных ГРЭС, в том числе Ерковецкой. Ее строительство приведет к потерям плодородных почв, появлению разрезов и отвалов пустой породы, снижению уровня подземных вод, загрязнению окружающей среды, более дорогой, чем на ГЭС, стоимости электроэнергии.
Сегодня завершено строительство контррегулятора Бурейской ГЭС – Нижне-Бурейской ГЭС. Подготовленный отряд строителей мог бы начать новую стройку – плотину Гилюйской или Ниманской ГЭС. Но до сих пор нет окончательного решения. Гилюйская может стать и контррегулятором Зейской ГЭС вместо Нижне-Зейской, которая затопила бы поселки, сельхозземли и заказники в долине Зеи. Задержка паводкового стока действующими и новыми гидроузлами обеспечит снижение уровней воды в нижних бьефах, в самом Амуре в наводнения ниже критических, обводнит пойму для фитофильных рыб и оптимального функционирования ее биоценозов. А населенные места будут обеспечены инженерной защитой.
По мнению директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, «паводок в бассейне реки Амур на Дальнем Востоке неизбежно повторится в будущем. Двух имеющихся водохранилищ недостаточно. Поэтому России нужно продолжать строительство гидротехнических сооружений в бассейне реки Амур». Альтернатив новым противопаводковым ГЭС нет. Регулирование речного стока водохранилищами – самый эффективный способ защиты от наводнений, проверенный столетиями, одновременно решающий и другие проблемы.
Сегодня администрации Хабаровского края и Амурской области ведут себя сдержанно. Или в них послушались экологов из «Беллоны» и WWF и взяли под козырек, согласившись с их предвзятыми доводами против новых ГЭС? Скорее всего – нет достаточного финансирования работ по инженерной защите населенных территорий от наводнений, которую независимо от плотин новых ГЭС необходимо как можно скорее реализовать. Остается один вопрос: когда же начнется выполнение поручения президента?
комментарии(0)