0
3741
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

07.07.2019 20:14:00

Революция черных футболок нашла поддержку Запада

Получат ли продолжение массовые протесты в Гонконге

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – директор центра «Русская мечта и китайская мечта» Изборского клуба.

Тэги: гонконг, массовые протесты, цветная революция, китай, черные футболки


гонконг, массовые протесты, цветная революция, китай, черные футболки На фото акция уличного протеста в Гонконге. Фото Gettyimages

На Китай надвигается дипломатический тайфун с эпицентром в Гонконге. Недовольство населения бывшей английской колонии местными властями направляется в русло очередной цветной революции ради воздействия на Пекин.

Все началось еще в середине июня, когда накопившееся раздражение жителей Гонконга (специального административного района Сянган, КНР) в очередной раз вышло наружу в виде массовых демонстраций. Глубинной причиной стали не всегда благоприятные изменения после возвращения британской колонии под юрисдикцию Китая в 1997 году. В перенаселенный Гонконг хлынули напористые, денежные и зачастую малокультурные соотечественники, плохо владеющие не только английским языком, но и местным диалектом китайского. Выросла преступность, подскочили цены на жилье, учебу в университетах, обострилась конкуренция за рабочие места. Туда же устремились китайские преступники и коррумпированные чиновники – до сих пор действует принцип «с Гонконга выдачи нет». Как договорились еще Дэн Сяопин и Маргарет Тэтчер, до 2047 года будет действовать английское законодательство, а у Лондона с Пекином соответствующего соглашения нет.

Попытка положить конец этой «казацкой вольнице» как раз и послужила поводом июньских демонстраций. Недовольные засильем «понаехавших» и своим нынешним положением коренные гонконгцы восприняли законопроект местного правительства о выдаче преступников в КНР как покушение на свои права. Уличные демонстрации в основном проходили по уик-эндам, в них участвовало до 2 млн человек (население Гонконга составляет 7 млн). Демонстранты требовали отзыва законопроекта и отставки непопулярной руководительницы исполнительной власти Кэрри Лэм. Нажим оказался результативным, законопроект отозвали. Но подоспело традиционное народное гулянье 1 июля по случаю очередной годовщины восстановления контроля КНР. Оно быстро переросло в беспорядки.

Группа молодчиков в касках и масках атаковала здание местной законодательной власти, сломила вялое сопротивление полиции, разбила заранее припасенным инструментом стеклянные двери и ворвалась в пустой по случаю праздника зал заседаний. Там хулиганы крушили аппаратуру, исписали стены лозунгами и вывесили флаг «Коронной колонии Гонконг» времен английского правления. Захватчики провели в парламенте всего несколько часов. Словно по команде «отбой», они разом заспешили на выход, силком вытаскивая из удобных кресел подуставших активистов.

Небывалая в истории Гонконга буза на этом могла бы и закончиться. Местные журналисты уже окрестили волнения революцией черных футболок, поскольку большинство демонстрантов наряжались именно в эту форму. Стали проводить сравнительный анализ с революцией зонтиков, продолжавшейся в том же Гонконге более двух месяцев осенью 2014 года. Обращали внимание на удивительное сходство сценария беспорядков с революцией подсолнухов на Тайване в марте 2014 года, когда погром местного парламента продолжался шесть дней. Появились статьи с осуждением «хулиганов, компрометирующих мирную борьбу населения за демократию». Почетный председатель Либеральной партии Джеймс Тянь Пэй-чунь потребовал даже полноценного расследования роли иностранных сил в дирижировании столкновений с полицией.

Но тут, пусть и с некоторым опозданием, раздались залпы «орудий главного калибра». 2 июля министр иностранных дел Англии Джереми Хант предупредил Пекин, что нарушение англо-китайской совместной декларации о возвращении Гонконга будет иметь серьезные последствия. Перед этим с резкой критикой Пекина, хотя и без угроз в его адрес, выступила премьер-министр Тереза Мэй. За океаном с решительными заявлениями в поддержку гонконгских манифестантов и осуждением Пекина выступили советник президента по безопасности Джон Болтон и председатель Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси, другие деятели.

Становится все труднее избавиться от впечатления, что за уличными беспорядками и особенно захватом гонконгского парламента действительно стоят иностранные силы. Не секрет, что, готовясь покинуть Гонконг, полученный в результате первой «опиумной войны» (1840–1842), англичане оставили множество «закладок». Речь идет не только о процветавших в колониальные деньки и все еще действующих в подполье триадах, группировках местной мафии. И даже не об активных и спящих агентах британских спецслужб. В бывшей колонии живут десятки тысяч детей и внуков компрадоров – китайских торговцев и чиновников, верно служивших Лондону и пользовавшихся за это особыми привилегиями. Они имеют на руках британские паспорта и дипломы лучших университетов, у них счета в английских банках и элитная недвижимость. Они сохраняют в своих сердцах лояльность Англии и готовы при необходимости доказать ее соответствующими действиями.

Необходимость появилась с началом подготовки к саммиту «большой двадцатки» в Осаке. Си Цзиньпин после поездок в Санкт-Петербург и Пхеньян имел весомые козыри на переговорах с Трампом. Массовые демонстрации в Гонконге были призваны бросить тень на руководителя Китая, ослабить его позиции. Достигнутое в Осаке временное перемирие между Пекином и Вашингтоном укрепило как престиж Си Цзиньпина, так и предвыборные расклады Трампа. Их противникам потребовалось снова разыграть гонконгскую карту. Этими противниками могут быть британские банкиры, ревниво следящие за перипетиями торговой войны Пекина и Вашингтона. Ими могут быть лидеры Демократической партии и американского «глубинного правительства». Ими могут быть даже группы влияния из приморских провинций Китая, недовольные несущим все более ощутимые убытки санкционным противостоянием КНР и США, а также перспективой утраты удобного убежища в Гонконге.

Поэтому нельзя исключить, что на улицы города-порта снова выйдут люди в черных футболках, что повторятся провокации и даже прольется кровь. На Западе нащупали болевую точку и будут на нее все чаще нажимать. У Пекина, правда, есть ответ, который он даст в случае усиления западного давления. Это – воссоединение с Тайванем. После присоединения Гонконга и Макао этот остров остается единственной неподконтрольной КНР территорией. Восстановление территориальной целостности Поднебесной и воссоединение все еще разделенной китайской нации стоит в списке больших дел программы «Великого возрождения китайской нации», рассчитанной до 2049 года. Интриги Запада способны ускорить начало этого большого дела.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
487
В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
640
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
3521
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3829

Другие новости