На фото деловой визит отряда кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев» в порт Лимасол Республики Кипр. Фото сайта mil.ru
США находятся в полушаге от принятия законопроекта о поддержке Республики Кипр, который рассчитан на укрепление сотрудничества между двумя странами. Накануне инициатива под названием «Закон о безопасности и партнерстве в Восточном Средиземноморье» получила одобрение Сената. В документе прописаны важнейшие для Никосии вещи – отмена введенного в 1987 году оружейного эмбарго, финансирование кипрского сектора безопасности, поддержка энергетического сотрудничества между Кипром, Грецией и Израилем. Но за время ожидания он успел серьезно видоизмениться. С подачи сенатора-демократа и одного из разработчиков инициативы Роберта Менендеса недавно в билль были внесены изменения, которые имеют прямое отношение к России. Так, от американской исполнительной власти инициатива требует ежегодного отчета о том, что «власти Кипра приняли и продолжают принимать все требующиеся меры для прекращения практики предоставления российским военным судам возможности использовать кипрские порты для заправки и обслуживания».
Поправка вызвала недоумение в Никосии, ожидавшей от Вашингтона прямой и безусловной поддержки – на фоне растущего отчуждения между американским руководством и властями Турции. Министр обороны Саввас Ангелидис заявил, что Кипр продолжит предоставлять порты и инфраструктуру для кораблей как России, так и других государств. Реакция последовала и из МИД РФ. «Обсуждаемый в настоящее время в Сенате США законопроект о восточносредиземноморском партнерстве в области безопасности и энергетики вызывает ряд вопросов в плане его возможных последствий для сотрудничества нашей страны с Никосией, – говорится в заявлении дипведомства. – Данный законопроект, подготавливаемый в рамках развития кипрско-американского взаимодействия, содержит положения, прямо нацеленные на подрыв российско-кипрского сотрудничества». На Смоленской площади отметили: «Считаем любые попытки ультимативно ставить независимую и суверенную страну перед искусственным выбором, с кем она хочет быть – с Москвой или Вашингтоном, – грубейшим нарушением всех возможных норм и правил».
Законопроекту, который получил двухпартийную поддержку в Конгрессе, предшествовали долгие и подчас жесткие споры между США и Турцией по ряду проблем регионального масштаба. К наиболее болезненным досье вроде Сирии и военно-технического сотрудничества с РФ добавился и вопрос газовых богатств вблизи кипрских берегов. На находящееся неподалеку газовое месторождение «Афродита», которое было обнаружено еще в 2011 году, претендуют как Анкара, так и Никосия. Власти Кипра называют территорию частью своей исключительной экономической зоны, поэтому с будущим месторождения, богатство которого оценивается примерно в 140 млрд куб. м, они уже определились – и попросту выдали лицензии на разработку нескольким иностранным компаниям. К Кипру в этом вопросе присоединились Греция и даже Израиль, который сам претендует на некоторые спорные (на границе с Ливаном) месторождения в Восточном Средиземноморье. Почувствовавшие свой потенциал страны объединились в «газовый треугольник» и начали работу над газопроводом EastMed, который в случае реализации неизбежно войдет в конкуренцию с «Турецким потоком», столь важным для Москвы и Анкары.
Здесь Турция получила еще один удар от США. Америка дала понять о переориентации своей стратегии на Республику Кипр, объявив об абсолютной поддержке проекта EastMed. Весной этого года в Израиле состоялись переговоры греческого премьера Алексиса Ципраса, президента Кипра Никоса Анастасиадиса и главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху, к которым присоединился госсекретарь Майкл Помпео. Главной темой было энергетическое сотрудничество. В связи с этим двухпартийный «Закон о безопасности и партнерстве в Восточном Средиземноморье» – это только еще один эпизод большой и обещающей затянуться истории. То, что поведение США вызывает гнев в Турции, сомневаться не приходится. В мае она провела самые масштабные в истории страны военные учения под названием «Морской волк». А в июне этого года дала понять, что возможным местом размещения российских С-400 могут стать южные районы страны. Очевидно, в арсенале Анкары остались исключительно военные инструменты.
В своем первоначальном варианте «Закон о безопасности и партнерстве в Восточном Средиземноморье» выглядел не так курьезно, как он выглядит сейчас. Расставляя акценты своей новой стратегии в Восточном Средиземноморье, США фактически призывают Республику Кипр отказаться от двусторонних соглашений с Россией, которые регулируют проход российских кораблей через порты острова. Идея энергетической конкуренции, которая стоит за запуском EastMed, выглядит более достойным способом противодействия своему геополитическому сопернику, чем закрепленное законодательно нежелание делиться с его военными кораблями портовой инфраструктурой, которая, надо заметить, находится на территории другого, суверенного государства. Безусловно, Соединенные Штаты вправе требовать все что угодно от стран, с которыми они намерены выстраивать союзнические или, лучше сказать, спонсорские отношения. Но, как справедливо замечают наблюдатели в Никосии, тогда Кипр вправе ждать от Америки усилий по восстановлению статус-кво, существовавшего на острове до 20 июля 1974 года, когда турецкие войска начали свою операцию на севере. Начать реализацию новой стратегии с обмена невыполнимыми обязательствами – что может быть эффективнее?
комментарии(0)