Фото сайта mil.ru
Парламент Никарагуа проголосовал за то, чтобы разрешить в течение июля пребывание на территории страны военных подразделений России, Кубы, Венесуэлы, США (!), а также Мексики, Тайваня и всех стран Центральной Америки (кроме Коста-Рики, у которой нет армии) для так называемых гуманитарных целей, обмена опытом и подготовки кадров для местных вооруженных сил.
Одновременно никарагуанские законодатели разрешили и своим военнослужащим при соответствующих договоренностях посетить все вышеупомянутые страны для обмена опытом. Тем самым никарагуанские власти фактически дают зеленый свет на расширение военного взаимодействия с теми иностранными государствами, которые того пожелают. А также подобным решением планируется максимально снизить высокую степень сохраняющейся в стране уже больше года политической напряженности, при которой силы оппозиции продолжают требовать ухода с поста президента Даниэля Ортеги и вице-президента – его супруги.
Если оценивать решение никарагуанских законодателей с точки зрения здравого смысла, то оно может показаться не просто странным, но и в чем-то нелепым. Те же американцы за последние годы нещадно критикуют Ортегу за его «антинародную политику» в отношении собственного населения и узурпацию верховной власти. И приглашение им «обменяться опытом в военном строительстве» больше звучит как издевка и нечто заведомо невыполнимое.
А вот среди остальных «приглашенных посотрудничать в военной сфере» самым желанным для Манагуа был бы положительный ответ со стороны России. Да и нынешняя международная обстановка такова, что Москве вполне можно было бы воспользоваться случаем, чтобы возродить те тесные военные связи, которые существовали между двумя государствами еще с конца 1980-х.
Тогда, после победы Сандинистской революции и прихода к власти Ортеги, Советский Союз начал первые поставки в Никарагуа вертолетов Ми-24 и Ми-8. Однако, когда СССР распался, а сандинисты проиграли выборы, президент Арнольдо Алеман практически полностью свернул с Москвой военное сотрудничество, разрешив лишь ремонтировать оставшуюся с советских времен технику.
Военные связи стали активно восстанавливаться после того, как Ортега вернулся на президентский пост. Причем началось оно с тесного политического взаимодействия (Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии) и сотрудничества по линии министерств по чрезвычайным ситуациям.
С 2012 года военные связи Москвы и Манагуа вышли на новый уровень, когда в Никарагуа были поставлены бронетранспортеры, а также открыт центр по подготовке военного персонала, носящий имя маршала Жукова. Затем никарагуанцы получили от России модернизированные танки Т-72 и Т-62М (точно такие же находятся на вооружении армий Кубы и Венесуэлы) и другую военную технику. В обмен на это российские военные корабли получили возможность заходить в никарагуанские порты на Карибах и Тихом океане, плюс недалеко от Манагуа была налажена работа электронной станиции ГЛОНАСС.
Здесь стоит отметить три важных момента, которые могут привести к еще более тесному сотрудничеству двух стран в военной сфере, чем в свое время наблюдалось в отношениях Москвы и Гаваны. Во-первых, Никарагуа – второй по степени верности политический партнер России не только в Западном полушарии, но и в мире (после Венесуэлы). Она поддерживает на международном уровне все российские действия, включая позицию по Крыму, Донбассу и Приднестровью, и регулярно голосует в ООН за все российские инициативы.
Во-вторых, Никарагуа поддерживает тесные политические и военные контакты с Кубой и Венесуэлой – ключевыми союзниками России в регионе. А Ортега обещал Николасу Мадуро в случае «непредвиденных обстоятельств» помочь Венесуэле «защититься от внешней угрозы», отправив туда своих военнослужащих.
И в третьих, размещение даже небольшого количества российских войск (как и кубинских) на территории этой страны может в какой-то степени гарантировать максимальную сдержанность со стороны США. Руководство Белого дома и Пентагона видят в Никарагуа «почти российскую марионетку» в Западном полушарии и намерено всю «пророссийскую тройку» душить все новыми санкциями. А в случае «черезвычайной необходимости» – применить и военную силу.
Показательно, что целый ряд ведущих советников Дональда Трампа на полном серьезе рекомендуют ему провести «небольшую показательную военную операцию» против Венесуэлы либо Никарагуа (Кубу пока побаиваются трогать) – но ближе к президентским выборам в ноябре 2020 года. Когда для рядовых избирателей будет очень важно показать серьезность и жесткость президента в отношении тех стран, которые якобы представляют угрозу их безопасности.
Одновременно у самого руководства Никарагуа в случае положительного ответа на подобное предложение со стороны России будет удобный повод отвлечь внимание собственного населения от острейших внутренних проблем. В частности, сбить накал гражданского противостояния, в котором студенты, представители церкви, интеллигенция требуют безусловного ухода с поста и самого Ортеги, и его супруги.
По мнению американских экспертов, предложение «собраться всем вместе» – военным Кубы, Венесуэлы и России на никарагуанской территории очень символично. В этом случае на деле может сформироваться некий явно антиамериканский формат сотрудничества (тем более – военного). Что в Конгрессе США вполне можно будет подать как прямую угрозу американским национальным интересам у самых южных границ.
В этом случае администрация Трампа сможет в удобной для себя форме разыграть и «российское вмешательство» в дела стран Западного полушария, и прямое военное присутствие Москвы в регионе, и чуть ли не прямой вызов России контролю Вашингтона над своим «задним двором». Понимает ли Ортега, какие последствия могут иметь подобные «приглашения» со стороны Никарагуа к расширению военного сотрудничества?
Думается, что он рассчитывает прежде всего именно на напряженные отношения между Москвой и Вашингтоном. А в этом случае Россия может и откликнуться на просьбу Никарагуа. Ведь в ней в отличие от Венесуэлы, расколотой практически пополам, Ортега и его сторонники пока держат власть довольно крепко.
комментарии(0)