Фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images
Результаты прошедших выборов в Европарламент не стали неожиданными – поддержку населения теряют партии истеблишмента, системные консерваторы и социал-демократы на фоне успеха правых, так называемых популистских партий, одновременно, как и на обычных выборах, растет популярность зеленых, а также и либеральных партий. Истеблишмент утрачивает большинство, политическое поле фрагментированно, и будет труднее создавать коалиции, избиратель хочет внятных идей – эти выводы очевидны, но к чему все это приведет в будущем?
Потери системных партий отражают не только их оперативные слабости. Они во многом неспособны ответить на чаяния населения даже не потому, что слишком срослись с самой государственной машиной или не имеют ярких лидеров. Привычная всем политическая система координат просто перестает сама по себе отражать ключевые проблемы современности. Она складывалась в XIX–XX веках и на протяжении всего прошедшего века, когда мир был биполярным, отражала конфликт частного и общего, труда и капитала, традиций и прогресса.
При этом и правый, и левый лагеря сильно мутировали относительно своих же классических позиций. Начав в ХХ веке с борьбы за права рабочих, социал-демократы в послевоенный период смогли стать во многих странах ведущей политической силой, создать социальную рыночную экономику. Cегодня они делают ставку не столько на защиту трудящихся (которые при этом тоже уже мало похожи на рабочий класс эпохи Маркса), сколько на защиту «новых угнетенных», которыми в нынешней повестке являются меньшинства, женщины, мигранты и т.п. Весь левый лагерь при этом не связывает темы социальных гарантий с защитой нацидентичности, напротив, выступая за мультикультурализм без границ, тогда как для населения становится все более актуальным именно вопрос защиты от негативных последствий глобализации – потери рабочих мест, массовой миграции, трансформации традиционного культурного уклада.
Правые, защищающие традиционные консервативные ценности, как правило, при этом пытаются отстаивать и либеральную экономическую модель с минимумом социальных гарантий и вмешательства государства в экономическую жизнь. Однако параллельно с запросом на новый консерватизм растет запрос населения и на повестку возврата и защиты социального государства, справедливого распределения доходов и другие традиционно левые темы. Именно поэтому становится все более заметным проникновение риторики социальной справедливости и защиты прав трудящихся в программы правых партий, которые называют популистскими.
Поскольку современное разделение на левых и правых формировалось в другую эпоху, многие современные вызовы вообще находятся вне традиционной левой и правой повестки. Сегодня ключевыми вопросами являются пути дальнейшего развития в мире – что будет с проектом глобализации, который вместо благоденствия принес огромному количеству людей во всем мире лишь негативные последствия, а глобализация бизнеса и финансового капитала откровенно разрушает саму концепцию социального государства? Где баланс между прогрессом и экологическими задачами сохранения окружающей среды? Каким будет общество, жизнь которого все больше трансформируют новые технологии?
Сейчас мы видим, как новые политические силы пытаются оседлать какие-то отдельные темы из этого списка глобальных вызовов. Если новые правые уже открыто отрицают неолиберальную глобалистскую повестку, по их мнению, разрушающую национальные идентичности, суверенитеты и культуры, то новые левые силы делают акцент на тотальной несправедливости процессов глобализации и европейской интеграции, на неспособности элит добиться перераспределения прибылей и поддерживать соблюдение социальных обязательств. Зеленые делают ставку на экологическую проблематику, которая в условиях дефицита проектов больших идей становится для многих ориентиром для формирования образа будущего.
Но все эти силы из-за своих же исторических традиций не способны к совместным действиям. Западные правоконсервативные политические элиты часто с глубокой неприязнью относятся к левому дискурсу, полагая его виновным в разрушении традиционных ценностей, национальной идентичности, поддержке неограниченной миграции, антиклерикализме, а также в злоупотреблении идеей социальной поддержки. Современные левые, в свою очередь, не приемлют идей национальной идентичности и консервативных ценностей.
При этом возможности к трансформации своей повестки для привлечения избирателей видятся скорее у так называемых правых популистов – новые правые движения, концентрируясь на темах защиты национальной идентичности, тем не менее могут включать в повестку и считавшиеся ранее прерогативой левых вопросы социальных гарантий, борьбы с неравенством. Уходя от националистической и антимиграционной риторики в сторону борьбы за интересы населения как такового, в отличие от «старых правых», защищавших интересы буржуазии, новые правые в таком случае будут защищать интересы всех, кто страдает от глобализации, – и в результате в одной лодке оказываются и рабочие, и национальный малый и средний бизнес. Что же касается левых сил, то остается вопросом, возможен ли в левой парадигме учет возросшего запроса населения на защиту нацинтересов.
Можно предположить, что политические успехи на следующем этапе ждут тех, кто сможет объединить вопросы защиты населения своих стран от негативных эффектов глобализации как в экономическом, так и в социально-культурном смысле с проблематикой справедливости, борьбы с неравенством, обеспечения равного доступа к культуре и образованию, сохранения концепции социального государства. Вероятно, что такие политические силы уже не будут маркировать себя как правые или левые, а найдут иные терминологические схемы для обозначения своих приоритетов. По сути, речь идет о выходе из ситуации выбора между уже известными «измами» и формировании новой целостной концепции того, какой мир и какое будущее строить.
комментарии(0)