Фото Mahmoud Hjaj/Anadolu Agency/Getty Images
В Судане продолжаются ожесточенные столкновения между сторонниками оппозиции и силами переходного Военного совета, который возглавляет генерал-лейтенант Абдель Фаттах аль-Бурхан. Несмотря на обещания военных провести в стране всеобщие выборы в течение девяти месяцев, оппозиция требует немедленной передачи власти гражданскому правительству. В ответ военные разогнали лагерь протестующих в Хартуме и прервали всякие с ними переговоры.
Число погибших при разгоне лагеря оппозиционеров приблизилось к 30. Военный совет (ВС) заявил об отмене всех достигнутых ранее договоренностей с представителями оппозиции. Генерал аль-Бурхан обвинил ее в создании угрозы для государства. По его словам, оппозиционная коалиция «несет равную ответственность за задержку в достижении окончательного соглашения о передаче власти от военного гражданскому правительству». Единственный путь обрести законную власть, считает глава ВС, лежит через выборы. В свою очередь, Объединение профсоюзов, которое считается одним из главных отрядов оппозиции, призывает свергнуть военных. Часть оппозиционеров недовольна тем, что ВС отвел на подготовку к проведению всеобщих выборов только девять месяцев, что, по их мнению, очень мало.
Нынешние события в Судане во многом напоминают то, что недавно происходило в Алжире, где военные также сыграли решающую роль в отстранении главы государства от власти. И там и там армия старалась отделаться малой кровью, то есть, отправив на покой порядком надоевших и вызывавших недовольство президентов, сохранить собственные позиции во власти. И там и там такой фокус не прошел. Оппозиция не успокоилась и стала требовать кардинальных перемен, в том числе ухода армии из области внутренней политики.
Но есть и различия. В Судане обстановка развивается по более жесткому сценарию. Здесь стреляют, льется кровь, гибнут люди. В Алжире все обходится дракой и слезоточивым газом. Это во-первых. Во-вторых, попыток форсированного вмешательства в алжирские дела со стороны внешних сил не замечено. На Западе немного ворчали, но обвинений в смертных грехах не предъявляли.
В Судане не так. Не успела еще осесть пыль от разогнанного лагеря оппозиционеров, как Германия и Великобритания потребовали созыва Совета Безопасности ООН, для того чтобы обсудить ситуацию в этой африканской стране и подготовить заявление для прессы. Однако проект документа, по словам заместителя постпреда РФ при ООН Дмитрия Полянского, получился несбалансированным и мог привести лишь к ухудшению ситуации. Именно поэтому Москва и отказалась его продвигать, тем самым поддержав решительный протест Китая.
Не сумев протащить это заявление через Совбез ООН, западные державы все же довели до сведения мировой общественности основные его положения. Для этого им пришлось делать два отдельных заявления. Одно – американо-британо-норвежское, другое – результат коллективного творчества дипломатов из Бельгии, Польши, Нидерландов, Италии, Швеции, Франции, Германии и снова Великобритании.
С одной стороны, оба документа призывают военные власти Судана и оппозицию продолжить совместную работу над разрешением нынешнего кризиса на основе консенсуса, с чем нельзя не согласиться. С другой – авторы заявления считают необходимым добиться от Военного совета согласия немедленно передать власть гражданскому правительству. Более того, предлагается осуществить «упорядоченный переход под руководством гражданских лиц» вместо «поспешных выборов, навязанных Военным советом».
Неизвестно, что за оппозиция размещалась перед штаб-квартирой суданской армии. Во всяком случае, генерал аль-Бурхан заявил, что действия военных, разгонявших лагерь протестующих, были направлены не против оппозиции, а против преступников, проникших в их ряды.
Понятно, что суданские военные перегнули палку и с разгоном лагеря оппозиционеров, и с применением силы, и с отказом от прежних договоренностей. Все это достойно сожаления. Равно как и грубое, часто непрофессиональное вмешательство Запада в дела стран, которые не вписываются в западные стандарты, маниакальное стремление всех учить, равнять под единый ранжир. Ни к чему хорошему это не приводит. Делая поспешные выводы, можно только навредить, особенно в таких странах, как Судан.
Это не просто бедная, это очень бедная страна, население которой нуждается хотя бы в более или менее сносных условиях жизни. Инфляция в конце 2018 года выросла до 70%. По уровню ВВП на душу населения Судан занимает 139-е место, зато по уровню коррумпированности входит в первую десятку. Чтобы найти средства для содержания армии, Хартуму приходится чуть ли не сдавать своих солдат в аренду, например направляя их в Йемен воевать в составе саудовской коалиции. Причем суданцев используют в качестве пушечного мяса, задействуя на самых опасных участках. Воюют они и в Ливии на стороне маршала Халифы Хафтара.
Судан задыхается под грузом экономических, социальных, политических и иных проблем. Новой гражданской войны ей не пережить, да и без посторонней помощи не обойтись. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, кстати, обещали выделить на экономическое восстановление Судана 3 млрд долл. Аравийские столицы, как считается, открыто делают ставку на суданских военных. Что касается Москвы, то она приветствовала решение переходного Военного совета Судана по поводу создания временного технократического правительства и проведения выборов через девять месяцев. Таким образом, Россия оказалась почти в одной связке с арабскими государствами Персидского залива. Связь эта, как представляется, ближе и, возможно, прочнее, чем отношения между столицами этого региона и западными державами. По крайней мере в отношении Судана.
комментарии(0)