Фото Atul Loke/Getty Images
Президент Индии Рам Натх Ковинд назначил лидера выигравшей парламентские выборы «Бхаратия Джаната парти» (БДП) Нарендру Моди премьер-министром. Глава государства встретился в субботу с Моди и попросил его сформировать новое правительство.
Кто «владеет» хиндиязычным хартлендом (пояс из девяти индийских штатов, где большинство населения говорит на хинди), тот и выигрывает парламентские выборы в Индии – так звучал рецепт победы для БДП накануне голосования, ведь именно распределение мест в этом регионе позволило партии одержать уверенную победу в 2014 году. Однако в этот раз БДП смогла не просто удержать позиции в хиндиязычном поясе, в чем многие сомневались ввиду слабого результата партии на выборах в законодательную ассамблею конца 2018 года, но и расширить свой электорат, получив поддержку населения на новых для себя территориях.
До начала голосования мало кто мог представить, что БДП одержит сокрушительную победу и уверенно получит абсолютное большинство мест (для формирования правительства необходимо 272 места). Даже в самой партии осторожно оценивали перспективы, предполагая, что для успешного исхода придется отвоевывать голоса у оппозиции, в том числе в штатах, где традиционно БДП не пользовалась поддержкой. Тем не менее находящейся у власти партии это удалось. Более того, в количественном измерении БДП и ее союзники даже перевыполнили задачу. Национально-демократический альянс (НДА), в котором БДП принадлежит ведущая роль, набрал практически две трети от общего числа мест: 349 (в 2014 было 336), из которых партии Моди принадлежит 303 места (в 2014 году – 282).
Феномен однопартийного правительства в Индии продолжается, а это значит, что БДП сможет реализовывать свою программу и во внутренней, и во внешней политике без оглядки на оппозицию. Подобный результат дает основание как самим представителям БДП, так и некоторым экспертам заявлять о возможности сохранения партии у власти не на один, а, возможно, еще на два срока – вплоть до 2029 года.
В чем же секрет столь значительной поддержки БДП со стороны индийского избирателя? Казалось бы, многие факторы до начала выборов – замедление экономики, безработица, кризис сельского хозяйства – были против действующей власти. Очевидно, на руку БДП сыграло обострение конфликта с Пакистаном, произошедшее в конце февраля. Хотя Индия не вышла из него явным победителем, руководство страны сумело продемонстрировать решительные действия, а главное – донести до избирателя повестку национальной безопасности, сместив фокус внимания с проблем в социальной сфере и экономике.
В то время как оппозиционные силы безуспешно пытались договориться о союзах, БДП грамотно выстроила коммуникативную стратегию и донесла понятным для избирателя языком, почему в электронных машинах для голосования нужно выбирать кандидатов от партии. Любопытно, что почти половину от необходимого для большинства мест БДП обеспечили избирательные округа в сельской местности. Конечно же, важную роль сыграл фактор Моди, по-прежнему самого популярного политика, вокруг фигуры которого была выстроена предвыборная кампания партии. В настоящий момент среди оппозиции нет кандидатов, способных соревноваться с премьер-министром в ораторском искусстве, пусть даже его целевая аудитория – люди, говорящие на хинди.
«Индийский национальный конгресс» (ИНК) вновь, как и на предыдущих выборах, оказался поверженным. Второе поражение подряд оказалось весьма чувствительным для главной оппозиционной партии. ИНК смог набрать 52 места, что всего на восемь мест больше показателя на предыдущих выборах. Объединенный прогрессивный альянс (ОПА) под руководством ИНК набрал в общей сложности 83 места, чего явно недостаточно, чтобы навязать борьбу на общенациональном уровне. «Конгресс» одержал локальные победы лишь в двух штатах: Панджабе и Керале. Совместно с союзниками по альянсу влияние партии остается довольно сильным на юге Индии. В то же время серьезным ударом по ИНК стал проигрыш Рахула Ганди кандидату от БДП в округе Аметхи (штат Уттар-Прадеш), где традиционно выдвигались и побеждали представители династии Неру-Ганди.
По окончании выборов появилась информация, что Ганди может покинуть пост президента ИНК. За время его нахождения в политике он совершил прогресс, но так и не смог завоевать сердца широкого избирателя. По всей видимости, «Конгресс» ждет перезагрузка, без которой партия не сможет вернуть симпатии населения. ИНК, безусловно, необходима и новая повестка: как показали выборы, одной критики действий правительства недостаточно для перехвата инициативы.
Другие оппозиционные силы Индии совокупно набрали 186 мест. «Гранд альянс» из региональных партий, вопреки ожиданиям, не смог потеснить БДП в Уттар-Прадеш, набрав всего 15 мест. Местные партии сохранили свои позиции на юге (в Андхра-Прадеш, Телангане и Тамилнаду) и на востоке Индии (в Западной Бенгалии и Ориссе). Однако БДП удалось увеличить свое присутствие даже в этих штатах. Довольно неожиданными, например, стали высокие результаты БДП в Западной Бенгалии, где партия уступила незначительное количество мест сильной региональной партии «Тринамул Конгресс».
Эйфория от результатов выборов скоро пройдет, и перед правительством Индии вновь остро встанут нерешенные проблемы, угрожавшие позициям БДП до голосования. Население будет требовать новые рабочие места, инвесторы – экономические реформы. Сложной остается экологическая обстановка: загрязнение воздуха (13 из 20 самых загрязненных городов мира находятся в Индии), рек и доступ населения к питьевой воде – проблемы, которые также ожидают решения. Многие начинания кабинета Моди, например масштабная программа очистки рек, запущенная в 2015 году, так и не были доведены до конца.
Доверие Моди и его партии, выраженное избирателями вопреки существующим социально-экономическим проблемам, дает второй шанс на завершение не реализованных в течение первого срока нахождения у власти проектов. Следует предположить, что опора на поддержку населения позволит правительству Моди продолжить проведение экономических реформ на пути к амбициозной цели – становлению Индии третьей экономикой мира.
комментарии(0)