Фото Sean Gallup/Getty Images
Парламент Египта во вторник проголосовал за поправки в Конституцию, которые дают право президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси оставаться на этом посту до 2030 года. Срок пребывания в кресле главы государства продлили с четырех до шести лет и разрешили баллотироваться более двух раз. Если полномочия переизбранного в 2018 году во второй раз ас-Сиси истекали в 2022 году, то теперь его правление завершится уже в 2024-м, после чего он сможет участвовать в новых выборах и в случае победы руководить страной до 2030-го, когда ему исполнится 75. А дальше… Как представляется, дальше все будет зависеть от здоровья и воли политика. Если позволит первое и состоится второе, вполне возможны, на мой взгляд, новые поправки в египетскую Конституцию.
Поправки подразумевают еще целый пакет как нововведений, так и восстановление отмененных ранее положений. Так, в парламент возвращают верхнюю палату, существовавшую при президенте Хосни Мубараке под названием Шура и распущенную в 2013 году. Правда, раньше она выполняла роль консультативного органа. Сегодня Шура переживает метаморфозу и трансформируется в Сенат в составе 180 человек с ограниченными законодательными полномочиями. По мнению спикера парламента Али Абдель Аля, такие изменения потребуют разработки в течение 10 лет новой Конституции, так как «восстановление верхней палаты с законодательными полномочиями влечет за собой реструктуризацию всей политической системы».
Кроме того, депутаты восстановили пост вице-президента, который несколько раз то вводился, то отменялся. Теперь президент сможет назначать одного или нескольких заместителей. Поправки коснулись и судебной системы. С одной стороны, президент де-факто получил больше власти над ней, теперь он может самостоятельно назначать судей, в том числе председателя Высшего конституционного суда и генерального прокурора. С другой – де-юре Конституция по-прежнему предполагает независимость судебных органов власти. Наконец, парламент утвердил квоты на представительство в нижней палате различных категорий граждан: рабочих и крестьян, молодежи, христиан-коптов, людей с ограниченными возможностями. Так, не менее четверти депутатов должны быть женщины.
Однако для того чтобы эти поправки вступили в силу, необходимо утвердить их на референдуме. И вот здесь бросается в глаза поспешность, даже суетливость, с которой власти затевают референдум. Создается впечатление, что эти поправки хотят как можно быстрее и без лишнего шума протолкнуть через плебисцит. Буквально вчера поправки утвердили в парламенте, а уже через несколько дней, 20–22 апреля, должен состояться референдум. Причем для египтян, которые находятся вне пределов своей страны, сроки народного волеизъявления сдвигаются на 19–21 апреля. Но одно дело – голосовать в своих посольствах лояльным режиму дипломатам, и совсем другое – простым гражданам, работающим где-нибудь в заморской глубинке. Многие если и узнают в последний момент о референдуме, могут просто не успеть проголосовать.
Видимо, расчет делается на то, чтобы отсечь от голосования египтян, которые могут быть настроены оппозиционно по отношению к режиму ас-Сиси. Как известно, за рубежи Египта уезжают и там зарабатывают на хлеб далеко не самые обеспеченные и потому не всегда довольные режимом граждане Страны пирамид. А ведь поправки не только продлевают полномочия президента, но еще и укрепляют власть военных, на которых он опирается и которые традиционно играют важнейшую роль в определении судеб страны. Хотя, казалось, куда уж больше усиливать эту власть.
Очевидно, ас-Сиси распробовал вкус власти, и она ему понравилась. Но потом вслед за пониманием, что всего через несколько лет власть закончится, пришло искушение ее продлить. И ничего странного в этом нет. Такое желание посещает многих побывавших на вершине власти – независимо от того, диктатор ты или образец демократа. Многие в таких ситуациях предпочитают воспользоваться советом Оскара Уальда: «Единственный способ отделаться от искушения – уступить ему».
Президент ас-Сиси не стал исключением, решив одарить себя продолжительной властью. Понять его можно. Чтобы завершить задуманные реформы, осуществить громадье планов, никаких сроков, отведенных Конституцией, действительно может не хватить. Речь о необходимости изменить Основной закон идет в коридорах власти уже чуть ли с первого года президентства ас-Сиси. Но самым удобным моментом для этого, по-видимому, сочли нынешний.
Власть президента ас-Сиси как никогда стабильна, успехи в экономике заметны, оппозиция и без того находится в полупридушенном после прошлогодних президентских выборов состоянии. Во всяком случае, консерваторы и левые ничего не смогли сделать в парламенте, чтобы помешать прохождению поправок. Каир сумел выстроить сбалансированные отношения с США, Россией, Саудовской Аравией, ведущими европейскими державами. Часто находясь в зависимости от финансовой помощи со стороны богатых государств, Египет научился проводить независимую внешнеполитическую линию, избегая вовлеченности в опасные и разорительные вооруженные конфликты или участия в сомнительных блоках вроде «арабского НАТО».
Египту, конечно, еще далеко до того, чтобы выглядеть островом стабильности в регионе. Картину портят разного окраса джихадисты, которые ведут настоящую войну с правительством на Синае, да и в других местах. Тем не менее спецслужбам хоть и медленно, но все же удается менять ситуацию к лучшему. Антитеррористические подразделения стали действовать более оперативно, часто на опережение. На фоне событий, происходящих поблизости от Египта и связанных с острой борьбой за власть – только что испеченного переворота в Судане, боев, которые ведет союзник Каира маршал Халифа Хафтар за Триполи в Ливии и неутихающих беспорядков в Алжире, – обстановка в Египте выглядит не так плохо.
комментарии(0)