Фото сайта kremlin.ru
Три раза министры иностранных дел России и Турции безуспешно пытались встретиться в марте этого года в рамках заседания Совместной группы стратегического планирования. В итоге главе МИД РФ Сергею Лаврову удалось навестить своего коллегу Мевлюта Чавушоглу лишь под конец месяца. Может показаться, что история с трехкратным переносом столь важной встречи отражает развитие отношений сегодня: страны настолько заняты реализацией своей повестки, что с трудом находят время для встреч. Важно помнить, что именно частые контакты между Анкарой и Москвой – один из залогов успешного сотрудничества. Встреча Путина и Эрдогана 8 апреля – тому подтверждение.
Созданный в мае 2010 года Совет сотрудничества высокого уровня (ССВУ) призван координировать реализацию проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. На встрече совета, восьмого по счету, обсуждались два российских мегапроекта в Турции. Во-первых, это АЭС «Аккую» в Мерсине. В прошлом месяце компания «Аккую Нуклеар», реализующая проект, подала документы в Турецкое агентство по атомной энергии для получения лицензии на сооружение третьего блока. В 2023 году, к 100-летней годовщине Турецкой Республики, Россия обещает запустить первый блок АЭС. Во-вторых, стороны обсудили строительство европейского сегмента второй ветки «Турецкого потока» через Болгарию.
Новым пунктом в повестке ССВУ стали известия о планах США пересмотреть параметры своего военного присутствия в Северной Сирии. На фоне заявлений Дональда Трампа о выводе войск США Анкара изъявила желание провести военную операцию. Российское руководство в январе этого года напомнило о действии положений Аданского соглашения, подписанного Турцией и Сирией в 1998-м, по которому за турецкой стороной признавалось право на приграничные операции в случае наличия террористической угрозы. Фактически Россия нашла подходящий аргумент в пользу восстановления диалога Турции и Сирии.
Наконец, сложнейшие переговоры Турции с США о сделке по приобретению российских ЗРК С-400 в последние несколько недель плавно сменились американскими угрозами и шантажом. В этих условиях Турции все труднее разговаривать с партнерами по НАТО рассудительно. На заседании ССВУ поставки С-400 также обсуждались, ведь именно реализация этого проекта может стать началом для других инициатив в сфере военно-технического сотрудничества.
На вид позитивная повестка ССВУ должна создать впечатление, что Россия и Турция до сих пор находятся на волне улучшения отношений после кризиса 2015–2016 годов. Это верно лишь отчасти. Политическая воля руководства стран, которая в итоге и вернула Турцию и Россию на орбиту позитивного диалога, находится под постоянным давлением как извне, так и изнутри.
Это касается политической судьбы нынешнего турецкого руководства, от личной позиции которого зависит позитивная динамика развития связей с Россией. Взгляды Турции сегодня формируются в условиях охлаждения отношений Анкары с западными партнерами. Важно понять, стремится ли Турция путем углубления отношений с РФ оказать давление на Запад или же она видит в этих отношениях отдельный вектор внешней политики.
В определенной степени Турция привыкла обращаться к России как к эффективному рычагу давления на Запад. Сегодня, в условиях, казалось бы, крайнего обострения отношений с главным гарантом безопасности НАТО, США, Турция предельно ясно дает понять, что намерена развивать отношения как с Россией, так и с Западом. Для нее эта позиция естественна и имеет черты прагматизма. Но прагматизм этот непостоянен. Когда Анкару захватывают фантазии по переустройству Ближнего Востока, она говорит о необходимости сотрудничества с США и НАТО. Сегодня Турции отдаваться во власть таких фантазий гораздо сложнее. Влияние Анкары в регионе нивелируется другими региональными игроками, в то время как надежда на сотрудничество с США становится все слабее. Турцию не устраивает, что ее союзники, будучи вынужденными пересмотреть степень вовлеченности в дела Ближнего Востока, не просят приглядывать за регионом Турцию, страдающую от этого еще больше из-за переизбытка амбиций. Тут и начинает играть свою роль российский вектор внешней политики.
Но нужно понимать, что политика балансирования – выбор текущих турецких правящих элит. Будущее отношений в условиях все большей централизации власти зависит от будущего отдельных политических кругов.
Российские власти давно поняли, с кем надо говорить в Турции и через какие структуры идет основной поток политической информации. Но, как показывает внутриполитическая динамика в Турции, изменений стоит ожидать в любое время. Логика балансирования не укоренилась в турецкой дипломатической бюрократии, а в условиях предстоящих смен элит это означает, что двусторонние отношения будут определяться другими политическими интересами.
Потребность в снижении неопределенности есть уже сегодня. Обоюдная зависимость через общие энергетические проекты позитивно влияет на формирование общих политических подходов к региональным проблемам. Развивающееся благодаря труду дипломатов гуманитарное сотрудничество должно наделить связи позитивным содержанием, независимым от политической конъюнктуры. Военно-политическое сотрудничество в Сирии дает сторонам прекрасную возможность научиться доводить свою точку зрения до собеседника на понятном друг другу языке национальных интересов.
Встреча Путина и Эрдогана в рамках работы ССВУ позволяет лидерам России и Турции в очередной раз сверить часы. Но руководящим принципом в турецкой политике России должно стать внимание не столько к интересам правящих элит, сколько к интересам Турции.
Анкара
комментарии(0)