Фото Hazem Turkia/Anadolu Agency/Getty Images
Телеканал Al-Arabiya 31 марта сообщил, что командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар, аффилированный с Палатой представителей в Тобруке и являющийся оппонентом действующего в Триполи Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа, заявил, что в течение ближайших двух недель Ливия станет свидетелем разрешения многолетнего кризиса благодаря формированию нового правительства национального единства.
Это заявление Хафтара, сделанное на фоне военных приготовлений к наступлению на Триполи, выглядит скорее как угроза добиться формирования лояльного ему нового кабинета министров и разрешить кризис силовым путем, если оппоненты Тобрука не согласятся принять условия, которые будут продиктованы командующим ЛНА по итогам ливийской национальной конференции. Ее проведение запланировано на 14–16 апреля в городе Гадамес.
В конце февраля Сарадж и Хафтар в ходе встречи в ОАЭ договорились начать процесс объединения государственных структур востока и запада Ливии и провести до конца текущего года выборы. Однако в Триполи опасаются, что Тобрук может навязать собственное решение, начав новую военную операцию. Собственно, и выгодные для Хафтара итоги его переговоров с Сараджем в Абу-Даби стали возможны благодаря военным достижениям ЛНА в этот период. Теперь же у Хафтара велико искушение продолжить столь удачную силовую линию.
Хафтар в настоящий момент находится на пике успеха. Так, в марте под его полный контроль перешел юго-западный регион Ливии – Феццан – с двумя крупнейшими нефтяными месторождениями Шарара и Эль-Филь. Теперь ЛНА разворачивает свои силы для наступления на Триполи. В частности, бронетанковые и механизированные батальоны ЛНА сосредотачиваются на военной базе Джуфра к югу от Сирта. Вместе с тем ряд группировок Западной Ливии, до этого занимавших нейтральную позицию, начали переходить на сторону ЛНА. Это, например, 111-й механизированный батальон из Гарьяна, а также отдельные подразделения, связанные с военным советом Зинтана. Кроме того, на западе Ливии Хафтар располагает вооруженными фракциями собственных сторонников, удерживающими некоторые районы в Завии, Себрате и других городах Триполитании, а также ополчением племени Варшафана. В свою очередь, установление господства в Феццане открывает для ЛНА возможность перебрасывать подкрепления непосредственно к Триполи с юга, со стороны пустыни, в обход наиболее боеспособных из числа противников ЛНА бригад Мисраты, контролирующих одноименный город и окрестности.
Нельзя исключать, что военная операция против Триполи начнется сразу после окончания ливийской национальной конференции, по итогам которой Хафтар рассчитывает сформировать новое правительство национального единства. Существует ряд предпосылок к тому, что данная конференция вместо мира принесет очередной виток противостояния в Ливии. Так, миссия ООН до сих пор отказывалась публиковать повестку дня конференции и имена участников, она только указала, что в ней примут участие от 120 до 150 человек, представляющих все ливийские партии и организации. В связи с этим 150 известных ливийских политиков и активистов выразили обеспокоенность тем, что поддерживаемая ООН национальная конференция приведет страну к еще большему хаосу из-за отсутствия прозрачности. Существуют опасения, что мероприятие будет проведено исключительно в интересах Хафтара. В свою очередь, военный совет Мисраты, ведущая сила Западной Ливии, уже отказался признавать февральские договоренности Сараджа и Хафтара в Абу-Даби и вряд ли сочтет итоги национальной конференции приемлемыми, если на ней не будет обеспечено равное представительство сторон и прозрачность.
Не исключено, что Хафтар уже заручился поддержкой для реализации силового сценария по итогам конференции со стороны своих союзников и покровителей, которыми являются ОАЭ, Египет, а также Франция. Наконец переговоры Хафтара с саудовским руководством в Эр-Рияде в конце марта, видимо, добавили и Саудовскую Аравию к числу этих стран.
В этой ситуации оппоненты Хафтара также пытаются привлечь внимание мировых и региональных столиц к ситуации в стране и указать на недопустимость силового решения кризиса. В частности, Сарадж провел переговоры с руководством Катара и Турции, а Халед аль-Мишри – председатель базирующегося в Триполи Высшего государственного совета 17 марта прибыл в Москву, где был принят высокопоставленными российскими чиновниками.
Хотя российская сторона рассчитывает получить определенные дивиденды от поддержки Хафтара, у этой поддержки есть четко очерченные границы. В Москве опасаются, что в случае чрезмерного укрепления позиций Хафтара в Ливии главными бенефициарами окажутся ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет и Франция, сделавшие ставку исключительно на поддержку самозваного фельдмаршала и вложившие в него гораздо больше средств, чем Россия. В то же время для российской стороны было бы выгодно сохранение определенного баланса в Ливии. В таком случае Москва задействовала бы более результативно собственные связи, которые она смогла сохранить со всеми сторонами ливийского конфликта, и это касается не только непосредственно Триполи и Тобрука, но и более мелких акторов. Поэтому нельзя исключать, что российская сторона будет предпринимать усилия, чтобы не допустить перехода внутренней конфронтации в Ливии в новую горячую фазу.
Также Соединенные Штаты, согласно информации агентства Bloomberg, довели до Хафтара свою позицию о недопустимости проведения ЛНА военной операции против Триполи.
Следует учитывать, что в случае начала наступления ЛНА на Триполи можно ожидать консолидации до того конкурирующих между собой группировок из «Сил защиты Триполи» и Военного совета Мисраты, а также части «Бригад Зинтана» во главе с Усамой аль-Джувейли. В случае выступления их единым фронтом шансы на силовое решение кризиса у Хафтара в свою пользу невелики. Однако это приведет страну к новому этапу полномасштабной гражданской войны с неясными перспективами. n
Кирилл Владимирович Семенов – начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД).
комментарии(0)