0
2852
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

13.03.2019 19:46:00

Выборы без Бутефлики или Бутефлика без выборов

Почему власти Алжира пошли на уступки протестующим

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник.

Тэги: алжир, президент, бутефлика, массовый протест


алжир, президент, бутефлика, массовый протест Фото Farouk Batiche/Anadolu Agency/Getty Images

После трех недель самых массовых за последнюю четверть века протестов президент Алжира Абдель Азиз Бутефлика принял решение отказаться от участия в президентских выборах и намерения в пятый раз занять пост главы государства. Одновременно объявлено об отставке правительства Ахмеда Уяхьи, формировании нового кабинета министров во главе с Нуреддином Бедуи и переносе на неопределенный срок ранее запланированных на 18 апреля президентских выборов. Кроме того, принято решение о роспуске Высшей независимой инстанции по наблюдению за выборами и созыве Независимого Национального собрания, которому предстоит подготовить политические и экономические реформы и новую Конституцию страны.

Готовность правящего режима пойти на уступки многие наблюдатели расценили как первый успех протестующих алжирцев, недовольных «бесконечным правлением» Бутефлики. Однако этот успех еще не гарантирует окончательной победы тех, кто требует фундаментальных перемен в жизни алжирского общества. При ближайшем рассмотрении выясняется, что такие уступки могут оказаться ловким трюком, с помощью которого власть просто выигрывает время, чтобы перегруппироваться и сохранить свои позиции и влияние. Не случайно после первоначальной эйфории многие алжирцы, прежде всего молодежь, снова вышли на улицы.

Действительно, получается, что Бутефлика вместо того, чтобы немедленно уйти в отставку, как того требуют миллионы алжирцев, по-прежнему остается в президентском кресле, а вместе с ним и узкий круг военных, в руках которых сосредоточена армия и силовые структуры. И еще неизвестно, кто и когда определит срок президентских выборов, после которых нынешний глава государства обещает передать свои властные полномочия новоизбранному президенту. Непонятно также, когда состоится заседание Национального собрания, которое должно подготовить проект Конституции и проработать необходимые реформы.

Нынешние события, уже получившие название «алжирская весна», начались сразу же после того, как 10 февраля 82-летний президент Бутефлика, перенесший в 2013 году инсульт, заявил о выдвижении своей кандидатуры на пятый срок. Между тем многие алжирцы считают, что вместо престарелого и даже недееспособного главы государства страной управляет его «свита», узкий круг погрязших в коррупции приближенных во главе с его братом Саидом. После инсульта президент почти не появляется на публике, проводя большую часть времени в Европе в компании лечащих врачей. Более того, 3 марта, в последний день регистрации кандидатов, он не смог лично подать документы в избирком, поскольку находился в швейцарской клинике. За него это сделали его представители. Тогда же по стране прошел слух, что президента Бутефлика, возможно, уже нет в живых.

Неудивительно, что весь этот спектакль с очередным выдвижением Бутефлики был воспринят алжирцами как издевательство над здравым смыслом и Конституцией, как личное оскорбление. 8 марта по стране прокатилась самая мощная волна протестов. Только в столице на демонстрацию вышло более 1 млн человек, требовавших отставки правительства, отстранения президента, проведения реформ. Многие выступают в Алжире не столько против личности Бутефлики, сколько против его окружения, прекрасно понимая, что престарелый политик давно уже мог стать игрушкой в руках своих подчиненных.

Бутефлика известен своим активным участием в борьбе за независимость Алжира, в строительстве его вооруженных сил. В первые годы независимости он возглавлял МИД, в течение 20 лет был членом политбюро Фронта национального освобождения. Наконец, в начале 2000-х положил конец кровопролитной гражданской войне, которая унесла жизни 150 тыс. алжирцев. Для этого пришлось объявить амнистию радикалам-фундаменталистам. Уйди он с поста президента раньше лет на пять–восемь, был бы уважаемым пенсионером из «старой гвардии», вошел бы в историю страны как выдающийся политик. А так – уж слишком засиделся…

Похоже, что именно окружение Бутефлики, трезво оценивая складывающуюся обстановку в стране, не могло не понимать, что дешевые ухищрения с пятыми перевыборами президента обязательно приведут к взрыву недовольства, и поэтому загодя подготовило различные варианты действий, создающих видимость уступок. Тем более что «отступать» придется в условиях, когда оппозиция традиционно разобщена, ослаблена годами репрессий или подкупа и не имеет общепризнанных лидеров. Не случайно сразу после возвращения из швейцарской клиники и перед обнародованием «уступок» президент встречался с начальником штаба Сухопутных войск генерал-лейтенантом Ахмедом Гайдом Салахом.

Именно окружение президента скорее всего уже подготовило «кризисный» план действий на случай осложнения обстановки, например при усилении протестного движения. Не исключено, что в таких случаях  план предусматривает уход с политической сцены Бутефлики и замену его кем-то из состава этого окружения.

Еще одна особенность текущей обстановки заключается в том, что, несмотря на размах протестов, алжирцам все же удается удерживаться в русле более или менее мирных протестов. Да, кое-где эмоции перехлестывают через край. Сообщается о десятках и даже сотнях пострадавших среди демонстрантов и полицейских, но нет или почти нет сообщений о гибели людей. Власть не давила людей танками, а среди протестующих не было ни провокаторов, ни той исступленности, которая наблюдалась в ходе Арабской весны.

Причины этой сдержанности понятны. С одной стороны, алжирцы наблюдали, к каким катастрофическим последствиям привели события Арабской весны: утрате государственности, кровавым вооруженным конфликтам, развалу экономики, бегству и страданиям миллионов людей. С другой – в памяти еще свежи ужасы более чем 10-летней гражданской войны. В этой связи не исключено, что часть алжирского общества предпочтет стабильность неизвестности перемен. В любом случае период правления Бутефлики заканчивается, вот-вот откроется новая страница в истории страны. А пока, по словам одного из старейших оппозиционных лидеров, Саида Саади, «если люди требуют проведения выборов без Бутефлики, Бутефлика остается (у власти. – «НГ») без выборов». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Молдавии после 3 ноября ждут майдана

В Молдавии после 3 ноября ждут майдана

Светлана Гамова

Второй тур схватки за пост президента способен привести к политическим катаклизмам

0
2511
И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
2898
Александр Стояногло или Майя Санду?

Александр Стояногло или Майя Санду?

Зураб Тодуа

В Молдавии 3 ноября состоится второй тур президентских выборов

0
2000
Зеленский подумает об изменении политики США после 5 ноября

Зеленский подумает об изменении политики США после 5 ноября

Наталья Приходко

Президент Украины рассчитывает на интернационализацию конфликта с РФ

0
2744

Другие новости