Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Двое американских конгрессменов (демократ Вальдес Демингс и республиканка Элиза Стефаник) на днях обнародовали необычный законопроект «О транспарентности Владимира Путина», согласно которому директор национальной разведки по согласованию с министром финансов и госсекретарем должны представить Конгрессу доклад об активах российского президента. Речь идет о доходах главы РФ и его семьи как в России, так и за рубежом, включая активы, инвестиции, банковские счета, недвижимость, а также о раскрытии бенефициарной информации. Американцев интересуют любые «подставные» или посреднические структуры, используемые «для сокрытия информации от публичного раскрытия». Под подозрением окажутся также «наиболее значимые высокопоставленные политики и олигархи», которые способствуют деятельности Путина. Что за всем этим последует, пока не ясно, но спрогнозировать дальнейшее развитие событий можно уже сейчас.
Поиск денег, связанных с «клептократией», – часть американской стратегии национальной безопасности по воздействию на коррумпированных иностранных чиновников. Предтечей этого была Инициатива по возврату незаконных активов (The Kleptocracy Asset Recovery Initiative) 2010 года. А четыре года назад ФБР совместно с антимошенническим отделом Минюста организовали три спецотдела по борьбе с коррупцией и клептократией в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Вашингтоне.
Задача у «антиклептократических» отделов ФБР отнюдь не из легких, ибо главы государств у себя на родине обычно действуют безнаказанно и по условиям Венской конвенции защищены иммунитетом от уголовного преследования, находясь за рубежом. В связи с этим возникает уместный вопрос: как быть, если клептократа нельзя привлечь к ответственности? Ответ прост: «засудить» его зарубежные активы. В рамках имеющихся полномочий Минюст использует процедуру гражданской конфискации, которая позволяет изымать активы, полученные, предположительно, преступным путем, но без предъявления какого-либо обвинения коррупционерам. Аналогичный подход применяется при взыскании многомиллионных штрафов после досудебного урегулирования претензий в случае нарушения Закона о коррупции за рубежом (FCPA) 1977 года. В 2018 году 16 компаний выплатили по этому закону почти 2,9 млрд долл., а в 2008 году – 890 млн долл.
По состоянию на 2016 год в производстве Минюста находилось 25 клептократических дел в отношении 20 иностранных чиновников на общую сумму в 1,5 млрд долл., речь идет о недвижимости и банковских счетах. Правда, пока достижения американских властей в данной сфере не впечатляют. Так, в 2014 году Минюст добился конфискации 480 млн долл., размещенных на банковских счетах покойного нигерийского диктатора Сани Абачи – одного из самых успешных коррупционеров в мире. За пять лет своего правления тот успел разворовать как минимум 4 млрд долл., полученных от экспорта нефти. Помимо самого диктатора к присвоению и отмыванию денег через американские финансовые учреждения и покупку обеспеченных США облигаций были причастны его сын Мохаммед Сани Абача и помощник Абубакар Атику Багуду. Годом позднее были конфискованы активы членов семьи экс-президента Южной Кореи Чон Ду Хвана на общую сумму 1,2 млн долл.
В настоящее время Минюст добивается конфискации преступных доходов у ранее осужденного в Сан-Франциско экс-премьера Украины Павла Лазаренко (150 млн долл.) и 1,5 млрд долл., выведенных чиновниками из Малайзийского фонда благосостояния. Кстати, общая сумма похищенных из фонда средств превышает 4,5 млрд долл.
Примечательно, что вышеперечисленные суммы американцам удалось разыскать не без помощи спецслужб обворованных государств, что в случае с Россией маловероятно. Ни по одному из американских коррупционных дел с российской подоплекой у нас не осудили ни одного чиновника. Хотя идентифицировать их, судя по всему, было несложно, учитывая показания руководителей раскаявшихся корпораций.
Нужно заметить и еще одну тонкость. В соответствии с антиклептократической инициативой американские власти возвращают обнаруженные и изъятые по суду активы правительству обворованного государства. В случае с РФ вопрос возврата повисает в воздухе, поскольку никто претензий к нынешнему главе государства не предъявлял.
Таким образом, предлагаемый конгрессменами законопроект может нанести президенту скорее репутационный, нежели материальный урон, и опасен не столько для него самого, сколько для его окружения. Именно эти люди фигурируют в санкционных списках и значатся бенефициарами компаний. Впрочем, поиск и изъятие активов последних весьма длительный, трудоемкий и затратный процесс, поэтому ждать скорых результатов от американской инициативы не следует.
Владивосток
комментарии(0)