Фото Pixabay.com
На фоне резкого обострения обстановки вокруг Венесуэлы (хотя конфликт там чисто внутренний, но в него самым активным образом вмешиваются самые различные внешние силы) одной из важных составляющих ее нормализации является деятельность Организации американских государств (ОАГ). Созданная 130 лет назад со штаб-квартирой в столице США Вашингтоне, эта организация знала на своем веку и моральные падения, и настоящие взлеты собственного влияния в Западном полушарии даже при условии, что, казалось бы, хозяин у нее очевиден и перечить ему – себе же дороже обойдется.
Нынешняя же венесуэльская коллизия как нельзя более четко высветила все основные как достоинства, так и недостатки этой организации. А также показала, насколько и сама она, и страны, в нее входящие, по сути дела, постепенно перерождаются под влиянием тех необратимых процессов, которые происходят как в Латинской Америке в целом, так и в глобальном масштабе.
Прежде всего отмечу, что было бы очень наивно и ошибочно считать ОАГ неким «американским лакеем» и «послушным исполнителем воли официального Вашингтона». Все как раз-таки наоборот: именно ОАГ за свою историю неоднократно не просто мешала США навязывать свою волю остальным государствам континента, но и открыто помогала и защищала противников американской администрации (особенно в том, что касалось Кубы). Другой вопрос, что сам факт нахождения штаб-квартиры панамериканской организации именно в Вашингтоне налагает на саму структуру и ее верхнее руководство определенные обязательства, от которых просто нереально отмахнуться.
В ОАГ все зависит от двух факторов – денег и кадров. Кто платит больше, тот и имеет решающее слово при обсуждении важнейших для ОАГ задач. Соответственно кто денег не дает, тот не имеет шансов ни на что влиять и вынужден лишь подчиняться «денежному начальству». Так вот, бюджет этой квотной (это очень важно) организации почти на 70% финансируют две страны – США и Канада. Это устраивало всегда и обе страны Северной Америки, и всех остальных, кто денег в бюджет платить не спешил, но свои кадры поставлял в Вашингтон для работы в ОАГ регулярно.
Интересно, что практически первым же документом, который оказался на столе у нынешнего президента США Дональда Трампа после его избрания, была раскладка по американским выплатам в бюджет ОАГ. Когда Трамп узнал, что при взносе более 50% в ОАГ там работает всего 3% граждан США, он просто пришел в ярость. И сократил взносы своей страны в эту структуру сначала на 30%, а потом еще на 25. Ничем фактически закончились попытки американцев увеличить взносы в бюджет ОАГ «больших» стран континента – Аргентины, Перу, Мексики, Бразилии, Чили, Колумбии.
Нет, они по-прежнему хотели сохранять квоты на трудоустройство собственных чиновников (о них – отдельный разговор). Но платить за их безбедную жизнь в Вашингтоне по-прежнему предлагалось США. Когда же Трамп денег на всю эту латиноамериканскую синекуру не дал, то многим из долгие годы сидевших в уютных креслах штаб-квартиры ОАГ чиновникам из стран Западного полушария пришлось спешно покидать насиженные места.
Что же касается средств на так называемые миссии наблюдателей за выборами в Латинской Америке (а мне доводилось неоднократно в них участвовать), то раньше деньги на это выделял Евросоюз. Потом практически перестал, и тогда руководство ОАГ стало просить помощи у весьма специфической категории стран, числящихся при ОАГ «наблюдателями» (среди них – Катар, ОАЭ, Азербайджан, Казахстан). Какое-то время средства эти страны на «политический туризм» чиновников ОАГ во время выборных кампаний выделяли, но затем решили, что это совершенно бессмысленное занятие.
Формирование же кадров в ОАГ – отдельная история, которая, впрочем, схожа со многими другими международными организациями в мире. Так, генсеком ОАГ обычно выбирают представителя большой латиноамериканской и обязательно испаноязычной страны (при непременном согласии США). А его заместителем – представителя маленькой страны, как правило англофонной, но всегда человека, который говорит по-испански. Так вот, предыдущим генсеком ОАГ был Хосе Инсульса – чилиец, человек не просто левых взглядов, но и все 10 лет на главном посту в этой организации (два срока) поддерживавший Кубу и не дававший «особо выслуживавшимся» перед США странам – членам ОАГ делать мелкие пакости что Гаване, что Каракасу, что Ла-Пасу.
Все кардинально изменилось, когда на пост генсека был избран Луис Альмагро, бывший министр иностранных дел Уругвая. Хотя Уругвай, наверное, самая «социалистическая» страна Латинской Америки, нынешний генсек ОАГ – один из самых жестких критиков любого просоциалистического курса стран континента (особенно в экономике). Он же регулярно и настойчиво критикует (чего никогда раньше не было) и лично президента Венесуэлы Николаса Мадуро, и всю его команду.
Считать же, что это некие происки и давление американской власти, было бы не совсем корректно. Скорее дело в том, что сами президенты целого ряда латиноамериканских стран буквально «перекрасились» в своем стремлении подыграть США и как можно скорее отстранить от власти своего фактически «брата-латина». Который точно такой же президент у себя дома, как они – у себя.
Говоря же о кадрах, работающих в ОАГ, стоит отметить, что это сплошь высокопоставленные чиновники – дети, ближайшие родственники первых-вторых лиц своих государств, бывшие послы своих стран именно в США. Поскольку должности, которые эти люди занимают в ОАГ, – квотные, то попасть на них они могут исключительно по протекции высших эшелонов власти своих стран. А посему именно такой чиновничий аппарат и формирует повестку дня заседаний в этой организации и направленность деятельности в интересах не только исключительно США, но и тех людей, которые в данный момент находятся у власти в государствах Латинской Америки.
Вашингтон-Москва
комментарии(0)