Кампания по выборам президента Украины вступила в решающую стадию. До первого тура остается месяц, а на участие во втором туре сейчас претендуют три кандидата, и трудно точно определить, кто из них останется за бортом по итогам голосования 31 марта. Сама избирательная гонка с начала 2019 года приобрела новые важные черты, которые сказались на ее тональности, действиях кандидатов и их рейтингах.
Трио лидеров, которые, по данным подавляющего большинства социологических служб, стали заметно опережать всех иных кандидатов, – это действующий президент Петр Порошенко, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, а также актер и продюсер Владимир Зеленский. Остальные кандидаты либо борются за хорошие результаты, имея в виду предстоящие парламентские выборы, либо же являются спойлерами, призванными отобрать голоса у тех или иных ведущих кандидатов, прежде всего у Тимошенко.
Что касается Порошенко, то, по данным социологических опросов, он за январь-февраль упрочил свои позиции. Рост его рейтинга не слишком впечатляет, составляя каких-то 4–5%. Однако в ситуации, сложившейся в Украине, с высокими антирейтингами кандидатов, слабым доверием к политической системе в целом, и такой результат позволяет рассчитывать на выход во второй тур.
Порошенко практически полностью аккумулировал националистический электорат, собрал многих, кто заточен на антироссийскую риторику и поддерживает ее. В значительной степени ему удается пользоваться поддержкой жителей городов – областных центров запада страны, Киева, которые настроены проевропейски и видят будущее своей страны в рамках ЕС и НАТО.
При этом кампания Порошенко построена на антитезе, противопоставлении себя президенту РФ Владимиру Путину. По мысли, заложенной в кампанию Порошенко, избирателям надо показать, что у него много соперников, которые олицетворяют планы России, и с этими кандидатами он ведет непримиримую борьбу. Одним из ключевых программных лозунгов Порошенко является лозунг «от Крут до Брюсселя», который должен означать долгий и мучительный путь Украины на Запад в противовес влиянию Москвы в течение последнего столетия.
Несмотря на административный ресурс, прямую поддержку ряда госчиновников, например генпрокурора Юрия Луценко, большие финансовые затраты на кампанию, серьезную работу в СМИ, против Порошенко играют такие факторы, как высокий антирейтинг и усталость значительной части сторонников.
Обращает на себя внимание тот факт, что, даже если Порошенко выйдет во второй тур, сам характер его кампании, построенной на негативе, конфронтации, отсутствии социальной повестки, делает его окончательную победу довольно проблематичной. Любому сопернику, будь то Зеленский или Тимошенко, легче будет привлекать электорат других кандидатов. Во втором туре, например, избиратель юго-востока едва ли станет голосовать за Порошенко. Он скорее останется дома, что, впрочем, может помочь действующему главе Украины.
Довольно проблематичным для Порошенко может стать и то, что в Украине отчетливо видна война социологий. И накручивание рейтинга политика – это своеобразная подготовка населения и элит к его выходу во второй тур, «приучивание» их к этому результату. Но может возникнуть подозрение в том, что накручивание рейтинга производят как раз для дальнейшего осуществления фальсификаций. Результаты Порошенко в таком случае будут поставлены под сомнение.
Что касается Тимошенко, то ее рейтинг стагнирует. Кампания экс-премьера, начавшаяся раньше, чем у других, несколько наскучила, она трафаретна, в принципе хорошо выстроена технически, но в ее рамках есть и сомнительные с точки зрения эффективности действия. Если сначала Тимошенко активно эксплуатировала социальную повестку, то потом лейтмотивом ее кампании стала не только социалка, но и идеология и политика. Однако Порошенко остался лидером на этой площадке, а Тимошенко лишь вторила ему, потеряв часть голосов на западе страны в результате доминирования Порошенко в идеологической сфере и на юго-востоке из-за появления на арене Зеленского. Конечно, увеличение трат населения, приход новых платежек может сказаться позитивно на рейтинге Тимошенко, но это положение еще нужно использовать. Сегодня в отличие от ситуации прошлой осенью уже есть сомнения относительно того, сможет ли Тимошенко не только победить в итоге, но и относительно легко выйти во второй тур.
Высокие рейтинги Зеленского произвели в январе-феврале фурор. Действительно, сегодня он, если исходить из результатов социологических опросов, – лидер. Это контркандидат, персонифицированный протест значительной части общества против политической системы, против ведущих политиков, олицетворение запроса на перезагрузку общественно-политической системы. Однако проблема в том, что Зеленский сейчас попадает в довольно сложную ситуацию, так как первоначальный эффект за счет антисистемности, нестандартной кампании может постепенно сойти на нет. Электорат Зеленского в основном молодой и городской, а следовательно, недисциплинированный. Кроме того, пока у этого политика нет никакой стройной подробной программы, что также станет объектом критики в марте.
Ситуация складывается таким образом, что шансы большой тройки на выход во второй тур примерно равные, при этом у Зеленского и Порошенко они растут, а у Тимошенко уменьшаются. Конечно, для Порошенко выход во второй тур вместе с Зеленским будет более приемлемым вариантом, чем с Тимошенко. В ближайшие недели нельзя исключать и таких акций, как вброс компромата, попытка новой эскалации в приграничном формате, резкое усиление антироссийской риторики.
Март 2019 года станет политически горячим в Украине, он принесет, безусловно, много неожиданностей. Предвыборная кампания вступает в решающую фазу. Одной из ее черт является отсутствие единой позиции и конфликтность в силовых структурах, прежде всего СБУ и МВД, что, принимая во внимание важность позиции главы МВД Арсена Авакова перед выборами, становится все более явным и важным фактором.
комментарии(0)