Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху присутствует на открытии конференции по продвижению мира и безопасности на Ближнем Востоке 14 февраля 2019 в Варшаве, Польша. Фото Sean Gallup/Getty Images
Польско-американская конференция в Варшаве с претензией на продвижение мира и безопасности на Ближнем Востоке изначально была конфликтной. А закончилась она «домашними заданиями» не пойми к какому сроку выполнения.
Еще до старта форума глава иранской дипломатии Мохаммед Джавад Зариф предрек ее провал. Обоснованием жесткого прогноза стало отсутствие на ней ключевых в регионе игроков – России, Ирана, Турции, Ливана и Палестины. Да и прибывшие делегации не отличались высоким рангом. Достаточно сказать, что во встрече, которая официально считалась министерской, появилось лишь 10 глав дипломатий. Многие страны не захотели открыто наступать на антииранские грабли и одновременно впасть в немилость организаторов, поэтому направили своих представителей, чтобы отметиться.
Главным ньюсмейкером среди гостей стал премьер Израиля с портфелем министра иностранных дел Биньямин Нетаньяху, который, в свою очередь, как мог активно использовал возможности форума для многочисленных встреч и заявлений, что было оценено как подготовка к апрельским выборам в Кнессет. Он и несколько министров иностранных дел сошлись во мнении, что наибольшей угрозой для мира и безопасности на Ближнем Востоке является Иран.
На повестке дня конференции было много вопросов – от региональных конфликтов и гуманитарной ситуации до терроризма и энергетической безопасности. Однако от констатации фактов до решения проблем – огромная дистанция. И хотя инициатор конференции госсекретарь США Майкл Помпео и призвал ее участников к свободной дискуссии, а не чтению подготовленных выступлений («Мы хотим, чтобы все государства боролись вместе и взяли на себя решение проблем»), проку из этого не вышло.
Все упиралось в вопрос: что было целью Соединенных Штатов, которые вместе с Польшей стали соорганизаторами конференции? Строительство мира на Ближнем Востоке или создание союза против Ирана? Выбор американцами Варшавы ученый-востоковед Петр Грушка объяснил так: «Наверное, желающих в Европе хватало, но, вероятно, Польша воспринимается в американской перспективе как, верная страна, полностью поддерживающая проводимую США политику».
Как заметила Politico, «единственной страной, которая выражала энтузиазм, стала Польша. Варшава пытается угодить американскому президенту, предложив даже военную базу США на польской земле назвать Форт Трамп».
Далеко не всем в Варшаве конференция пришлась по душе. Если сначала у Национального стадиона, где проходили рабочие заседания, манифестацию под лозунгом «Свободный Иран» организовала находящаяся в ряде европейских стран иранская оппозиция, которая выступает за отмену смертной казни, свободу слова, политический плюрализм и права женщин, то затем против конференции протестовали активисты организации «Стоп войне», заявившие, что обсуждение безопасности на Ближнем Востоке не должно проходить без Ирана. Раздавались возгласы: «Закрыть раут милитаристов!», «Нет войне с Ираном!», «Свободу Палестине!»
Организатор протеста Филип Ильковский сказал агентству РАР о его причине: «Наибольшая военная машина мира, какой являются Соединенные Штаты, отвечает за ряд войн на Ближнем Востоке вместе с местными диктаторами и оккупантами, такими как Саудовская Аравия и Израиль. Собрались, чтобы говорить о мире и безопасности. А в сущности, это государства, которые отвечают за войны и террор именно в этом регионе мира».
Пожалуй, самым значимым событием конференции считалась презентация плана разрешения конфликта между Израилем и Палестиной. Об этом плане говорилось как о совершенно новом подходе к израильско-палестинскому конфликту. Дональд Трамп, называя план соглашением столетия, давно обещал его обнародовать. Ожидалось, что это сделает в Варшаве его зять и советник по делам Ближнего Востока Джаред Кушнер, который в течение двух лет считается ответственным за его подготовку. Однако участников встречи постигло разочарование. Из-за боязни утечек представлены были только контуры документа. Подробности же могут быть оглашены после апрельских выборов в Израиле и формирования там нового правительства. А до этого Кушнер отправится в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар и другие страны, где и будет этот план доводить до ума.
Известно, что документ почти на 200 страницах был неделю назад представлен Трампу и президент остался им доволен. Кроме Трампа и Кушнера с планом целиком ознакомлены пока трое: Помпео, посол США в Израиле Дэвид Фридман и специальный посланник по делам Ближнего Востока Джейсон Григнблатт.
Публицист Радослав Кожицкий пишет в Polska Gazeta Prawna, что всю эту тройку трудно признать за переговорщиков: «Фридман вопреки мнению международной общественности официально поддерживает строительство еврейских поселений на палестинских территориях. Поэтому никто в Вашингтоне не сомневается, что план будет в принципе калькой позиции премьера Израиля. Палестинцы же могут быть приперты к стене: или одобрят невыгодный для себя план (вероятно, содержащий передачу Израилю Восточного Иерусалима, которая, по замыслу Палестины, должна быть ее столицей), или позволят status quo, то есть мучительную оккупацию части Западного берега и блокаду Газы. Но может случиться, что до конца своего президентства Трамп никакого мира там не установит. Пока же сам Нетаньяху считает, что в этом деле спешить не надо». В «не спешить» кроются, как замечают эксперты, спорные элементы плана, которые могут снизить шансы Нетаньяху на переизбрание.
Итогом конференции, которая, по сути, и стала антииранской, стало предложение о создании семи международных рабочих групп. Они «будут содействовать конкретным решениям, продвигающим мир и безопасность в регионе Ближнего Востока». Станут ли эти группы, которые будут собираться в разных частях света, составляющими «варшавского процесса», как назвали конференцию ее организаторы, никто сказать не может. Все будет зависеть от Вашингтона.
комментарии(0)