Фото Wil Riera/Bloomberg via Getty Images
Дональд Трамп не исключает отправку в Венесуэлу американских военнослужащих, не уточнив, как, когда, в каких количествах это может произойти, а также какие конкретно задачи и полномочия будут возложены на такой контингент. Заявление главы Белого дома вполне логично поставило перед мировым сообществом вопрос о возможности военного вмешательства США в дела этой латиноамериканской страны. Насколько реален такой сценарий развития ситуации? Попробуем разобраться.
Как ни странно, но обстановка в другом, более отдаленном от США регионе мира лимитирует силовые действия Трампа. Это ситуация на Ближнем Востоке. Американские военные де факто находятся там в трех странах – в Афганистане, Ираке и Сирии. Правда, в Вашингтоне говорят о выводе своих военных из Сирии – видимо, не усмотрев там позитивных для себя вариантов действий с их участием. На повестке дня также вывод американских войск из Ирака и Афганистана, ставших для США «черными дырами» в бюджете и обернувшихся гибелью многих солдат.
Не уверен, что американские военные горят желанием отправиться в еще одну «горячую» командировку, в Венесуэлу. Четвертую страну США, даже с их могуществом, явно не потянут. Вариант, при котором вывод войск из одной страны и тут же без передышки ввод в другую, по крайней мере выглядел бы авантюристичным.
Но если вдруг Трамп вопреки логике пойдет на силовое решение внутреннего конфликта в Венесуэле, он тем самым только воодушевит всех своих противников на Ближнем Востоке и положение американских войск там может стать еще более незавидным. Иран, его главный антагонист, получит хорошую передышку в своем противостоянии с Америкой.
Среди американской общественности распространено мнение, что народ Венесуэлы страдает, но при этом вооруженное вмешательство в ее дела нежелательно. Нет голосов в пользу вмешательства и со стороны активистов Конгресса – органа, которому дано право объявлять войну или мир, отправлять войска за пределы метрополии. Однако в законодательстве США существует зацепка, которая позволяет использовать ВС за рубежом, даже не спрашивая на то разрешения Конгресса. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии с законом о военных полномочиях 1973 года президент может начать военные действия и вести их 60 суток, не согласуясь с волей законодателей.
Применительно к Венесуэле США изначально сделали необычный ход, допускающий разные варианты последующих действий. Они впервые пошли на эксперимент, фактически объявив или назначив главу другого государства. На Ближнем Востоке в ходе цветных революций они на такое не решились, а здесь позвали Хуана Гуайдо на «царствие». Этот ход был призван окончательно рассеять иллюзии, что они как-то будут договариваться с Николасом Мадуро. Вопрос будет решаться или-или.
Но Трамп прежде всего бизнесмен, считающий экономические рычаги главными и эффективными. Военным действиям пока предпочитает использование именно таких рычагов: отрезать финансы, хранящиеся в американских банках, от Мадуро и подключить все международные банковские структуры к бойкоту его правительства.
У Вашингтона в распоряжении немало других невоенных инструментов, чтобы довести дело до конца. Это использование потенциала своих союзников. Франция и Германия сначала дали Мадуро восемь дней, чтобы назвать дату внеочередных президентских выборов, а когда тот, по сути, отверг их ультиматум, объявили о своем признании Гуайдо. Крупнейшие страны Южной Америки – Бразилия и Аргентина – поддержали Соединенные Штаты.
Нужно также помнить, что нажим на Венесуэлу – это еще и часть глобальной игры Вашингтона. Проблема в том, что нарастающее противоборство США с Китаем ведется на самых разных политических, торговых и региональных направлениях, и именно оно занимает сегодня главное место в американской внешней политике. Чтобы борьба с Китаем была более успешной, США занимаются «подчисткой» очагов сопротивления их политике. И начали ее со своей «вотчины» – Западного полушария.
Сегодня можно говорить о том, что традиционные войны постепенно начинают отходить на второй план, а все более предпочтительными становятся так называемые гибридные войны, в арсенале которых самый широкий набор враждебных действий – экономико-политических, информационных, подрывных и пр. Очевидно, США на данном этапе предпочитают именно такой характер воздействия на неугодное им правительство Мадуро. Но и гибридные войны не исключают ограниченные военные операции против объекта воздействия. По поступающей информации, США решили направить в Колумбию до 5 тыс. военнослужащих. Туда же направляются гуманитарные конвои, которые, естественно, необходимо охранять. Одновременно активизируется разведывательная и другая деятельность, способная подготовить почву для вооруженного вторжения.
Пока этот вариант выглядит вспомогательным. В Вашингтоне не могут не учитывать, что их войска натолкнутся в Венесуэле на активное сопротивление, а эскалация гражданской войны вызовет не только волну осуждения собственной общественности, но и новый поток беженцев, который направится в первую очередь в США.
Многие эксперты считают, что ситуация в Венесуэле будет определяться тем, насколько Мадуро удастся сохранить лояльность армии, наиболее сильной в Латинской Америке и способной оказать действенное сопротивление внешнему вторжению. Ее костяк составляют выходцы из небогатых слоев, у которых преобладают антиамериканские настроения. Но армию необходимо не только нацеливать, но и содержать. Пока в этом плане происходит некое разделение: армия остается у избранного президента, но венесуэльские финансы передаются другому лицу.
Почувствовав сложность ситуации, Гуайдо начинает маневрировать. Он сделал несколько жестов в сторону Китая и России, заявив о готовности выстраивать диалог с Поднебесной, важнейшим торговым партнером Венесуэлы. Гуайдо, в частности, обещает, что все договоренности, заключенные с правительством Мадуро, останутся в силе и даже будут более успешными, поскольку ранее они тормозились по причине безудержной коррупции в Каракасе. Схожее заявление прозвучало и в адрес России.
Между тем обстановка в стране продолжает накаляться, в то время как в Вашингтоне стремятся не мытьем, так катаньем свалить Мадуро, чтобы расчистить почву для реализации своих интересов.
комментарии(0)