Фото сайта wikipedia.org
О фильме «Дело 1 марта» в Армении говорят до сих пор. Он был показан 19 января в эфире телекомпании «Пятый канал». Трудно сказать, достигнута ли цель заказчиков, если большинство людей, снявшихся в фильме, один за другим заявили о смещении акцентов в презентации проблемы. Недобросовестный монтаж не позволил аудитории получить сбалансированную картину, а из бесед с героями фильма – свидетелями событий были оставлены лишь фрагменты, из которых следует, что в произошедшем виновата только оппозиция того времени. Обещанного «объективного, беспристрастного фильма о событиях 1 марта, основанного только на фактах», не получилось.
Фильм «Дело 1 марта» (авторы сценария – Роман Бабаян и Антон Гришин, режиссер Дмитрий Новокшонов) рассказывает о событиях 1–2 марта 2008 года, когда в Ереване погибли 10 человек, а более 200 получили ранения и травмы различной степени тяжести. Трагедии предшествовало продолжительное противостояние между властью и оппозицией, оспаривавшей итоги президентских выборов, которые состоялись 19 февраля.
По сути, в фильме продвигается версия об ответственности за все происшедшее кандидата в президенты на тех выборах Левона Тер-Петросяна – первого президента республики, и его сторонников, включая нынешнего премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Иные мнения в окончательную версию фильма не вошли. Это, естественно, вызвало возмущение респондентов, очевидцев и участников тех трагических событий, не пожалевших своего времени, душевных сил и разбередивших память и раны еще для одного оживления тех воспоминаний ради объективного воспроизводства оценки произошедшего в фильме. Однако вместо этого они, в большинстве своем те, кто главным виновником кровопролития считает тогдашние власти, президента Роберта Кочаряна, оказались участниками некоего, вероятно, с определенным умыслом затеянного шоу с однозначной задачей. Возмущение фильмом высказали и родные погибших, в коллективном заявлении назвавшие работу россиян основанной «на мошенничестве, искажении фактов, фальсификации и демагогии с очевидной целью всего этого – обелить Роберта Кочаряна, освободить его от ответственности за соучастие в преступлении 1 марта».
«Ни один высокопоставленный сотрудник полиции, военный, политический деятель, который руководил на месте инцидента теми, кто применил оружие, не дал внятного ответа на вопрос, касающийся убийства наших родных. А тогдашний их главнокомандующий с помощью различных уловок продолжает уклоняться от дачи объяснений по этому вопросу. Для нас это очень важное и решающее обстоятельство», – говорится в заявлении.
Фильм «Дело 1 марта» вряд ли кого-то потряс. На мой взгляд, только углубил трещину по всей стране. Он получился таким абсолютно односторонним, что даже непрофессионалу становится ясно, кто мог бы быть его заказчиком. В нем принял участие и я, немало повидавший за десятилетия работы журналистом. Моя беседа с Романом Бабаяном состоялась 6 октября прошлого года и продолжалась более часа. Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, но то, что от моих ответов о коррупции, захлестнувшей к тому времени Армению, о ставшей людям поперек горла власти, о других факторах, вынудивших тысячи людей принять сторону оппозиции, в фильм вошло три фрагмента повествовательного характера общей продолжительностью меньше минуты, также свидетельствует о недобросовестности авторов. На подобное отношение к своей точке зрения могут сетовать все те, кто не считает, что трагедия 1 марта 2008 года стала результатом авантюры оппозиции: говорили люди об одном, а на телеэкране увидели совсем другое из-за передергивания фактов, смещения акцентов и «предвзятого» монтажа.
Со специальным заявлением выступил Наблюдательный совет Армении по этике СМИ. Армянские медиаэксперты, в частности, отметили, что авторы фильма «Дело 1 марта» преступили ряд «красных линий», очерчивающих границы профессиональной, качественной журналистики и в том числе кинодокументалистики. Свидетельства участников фильма, документально представленные Наблюдательному совету, позволяют утверждать, что авторы фильма злоупотребили доверием людей. Хотя двое из участников протестов, последовавших после президентских выборов 2008 года, Арам Манукян (председатель оппозиционной партии «Республика», союзник Левона Тер-Петросяна) и Владимир Карапетян (бывший пресс-секретарь МИД Армении), представлены в фильме, однако, по их утверждению, из сказанного ими были исключены все фрагменты, в соответствии с которыми ответственность за трагедию несут власти Армении того времени. Кроме того, Манукян и Карапетян говорят, что были введены в заблуждение «относительно реальных авторов фильма и его направленности».
По оценке медиаэкспертов, сюжет построен на одном главенствующем мнении Роберта Кочаряна, занимавшего в тот период пост президента Армении. Получается, что ныне подследственный и находящийся под арестом по «делу 1 марта» Кочарян выступает в качестве главного комментатора тех событий. Все факты и фрагменты заявлений и оценок, звучащих в фильме, подчинены исключительно позиции Кочаряна и командующего во время тех событий Ереванским гарнизоном Юрия Хачатурова, который также находится под следствием. Притом что фильм снимался в то время, когда обоим фигурантам следствием по «делу 1 марта» были предъявлены обвинения, а в отношении Кочаряна – еще и представлено ходатайство в суд об избрании ареста в качестве меры пресечения.
В конце фильма авторы отмечают, что хотели взять интервью у Никола Пашиняна и Левона Тер-Петросяна, но они отказались. Между тем круг лиц, способных представить свои версии тех событий, не ограничивается только ими. Следование профессиональным стандартам предполагает отражение позиций не только ключевых фигур противостояния 2008 года, но и членов специальной группы по расследованию трагедии 1 марта, созданной, между прочим, по инициативе властей того времени и состоявшей из видных представителей общественности. Но авторы фильма не предприняли даже попытки в этом направлении.
Необходимо отметить, что армянские телекомпания «А1 плюс» и студия «Версус» готовят исковое заявление о нарушении авторами фильма «Дело № 1 марта» закона Республики Армения «Об авторских и смежных правах», подразумевающего использование материалов без разрешения. Речь, в частности, о съемках и сюжетах «А1 плюс» и «Версуса», а также фрагментов из фильма Тиграна Паскевичяна «Упущенная весна Армении».
Я не знаю, кого могла заинтересовать работа «Дело 1 марта» в России. В Армении же она, надо полагать, обрадовала довольно узкий круг сторонников прежних крайне непопулярных властей. У подавляющей же части зрителей фильм вызвал категорическое неприятие. Не хотелось бы, чтобы он стал еще одним барьером и раздражителем в отношениях Еревана и Москвы.
комментарии(0)