0
6410
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

21.01.2019 20:35:00

Русская идентичность не нуждается в вере

Главные православные богослужения посещают лишь 2% граждан

Тэги: опрос, нацональная идентичность, вера, религия, историческое прошлое


опрос, нацональная идентичность, вера, религия, историческое прошлое Фото агентства городских новостей "Москва"

Социологическая служба Левада-Центр опубликовала опрос граждан России, предметом которого стало изучение национальной идентичности и гордости. Согласно исследованию, только 9% россиян связывают национальную идентичность с верой предков. Наибольший показатель (53%) пришелся на ответ, согласно которому россиян делает единой нацией общее историческое прошлое.

«Несмотря на событийный контекст 2018 года (церковный раскол в Украине), который сопровождал опросы в этом году и гипотетически мог повлиять на общественное мнение, место религии в национальной идентификации за прошедший год осталось без изменений – только 9% ответили, что, думая о своем народе, они вспоминают о религии и вере», -говорится в пресс-релизе соцслужбы. У «воцерковленных» респондентов религиозный фактор оказался выше - 19%, хотя и «не вошел в первую пятерку наиболее популярных позиций, уступив истории, территории, природе и государству».

Напомним, в декабре 2018 года Левада-Центр выяснил, что 27% россиян ничего не слышали о церковном расколе в Украине. Согласно тому же опросу, 36% жителей нашей страны совершенно не беспокоит отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата. Социологи так сформулировали вопрос, что остается непонятным, имелась ли в виду история с автокефалией новосозданной Православной церкви Украины – или вообще ситуация, когда от украинского православия любой юрисдикции требуют доказать свою автономию от духовного центра в соседней стране. Вероятно, если бы перед респондентами поставили более конкретную задачу, результаты были бы еще более скромными. В любом случае, реакция российской общественности на события в церковной жизни соседней страны отражает интерес россиян к вопросам веры и православному единству. Заметим, что это относительное равнодушие наблюдается на фоне мощного освещения темы украинского раскола в общественно-политических телепередачах.

Даже сами представители Русской православной церкви признают, что подлинное участие в религиозной жизни отличает ничтожную долю граждан России. Так, недавно митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) заявил: «Наши люди представления не имеют ни о Священном Писании, ни о Священной истории, ни о подвигах наших святых соотечественников. Они не увязывают эти факты в единое целое».

Предчувствия не обманули Ростовского митрополита. Вскоре после того, как он раскритиковал равнодушных к духовным знаниям кубанцев, местный ресурс donnews.ru привел ошеломляющие статистические данные. По данным ГУ МВД по Ростовской области, в 2019 году рождественские богослужения посетили около 42 тыс. человек, то есть всего 1% населения региона. Такая же цифра фигурировала в отчетах полиции в 2018 году. В 2017 году рождественские богослужения в Ростовской области посетили около 50 тыс. человек, а максимальные показатели фиксировались в 2015 году – 80 тыс. человек. Таким образом, в регионе интерес к одному из главных христианских праздников упал вдвое за четыре года.

При этом в рождественских богослужениях в целом по стране приняло участие 2,6 млн человек. «Свыше 2,6 млн человек приняли участие в торжественных богослужениях, посвященных празднику Рождества Христова, которые прошли в ночь на 7 января более чем в 5,8 тыс. населенных пунктов на территории Российской Федерации», – сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк. Исходя из последних данных об общей численности населения России (около 147 млн человек), это составляет менее 2% россиян. Разумеется, совсем другие цифры получаются у социологов, когда они формулируют вопрос о приверженности религиозным традициям в более общем виде. К участию в праздничном застолье, вероятно, готово подавляющее большинство жителей страны, называющей себя православной.

Особый случай – Крещение, которое россияне отмечают традиционным погружением в ледяные купели. «В ночь с 18 на 19 января в России состоялось около 9500 торжественных религиозных мероприятий, в которых приняли участие более 2,4 млн человек», – сообщила Ирина Волк. Однако представитель МВД в своем заявлении не отделяет богослужения от погружений в иордань. Купания на морозе между тем многие священнослужители РПЦ оценивают скорее как молодеческую забаву, чем как религиозное действо. Подобных комментариев появилось особенно много в дни Крещения-2019, когда большинство участников купаний признавались СМИ, что ими движет отнюдь не благочестие.

Мы не располагаем полицейской статистикой о посещении менее торжественных богослужений, например воскресных литургий, и уж тем более обыденных служб. Если бы можно было отследить регулярную наполняемость храмов и получить эти сведения не от администрации церковных общин, а из государственных органов, можно было бы судить о реальной потребности россиян в религиозной практике. Однако позволим себе предположить, что эта цифра вряд ли превысит число тех, кто отправляется в храм единожды или дважды в год – на главные праздники.

Но вернемся к последнему опросу Левада-Центра. Как уже было сказано, важнейшим фактором, с которым россияне связывают свою идентичность и чувство национальной гордости, оказалось общее историческое прошлое. Из этого можно сделать несколько важных выводов о сущности нашей национальной идеи. Во-первых, понятие «русский» не следует отождествлять с понятием «православный христианин». Во-вторых, идентичность, основанная на политической и территориальной общности, важнее, чем религиозная и этническая принадлежность. Наши граждане гордятся, очевидно, в числе прочего советским периодом истории своей страны, который по определению невозможно связывать с христианской верой. Не самое последнее место, если не сказать – первое, в этом пантеоне памяти занимает Победа в Великой Отечественной войне.

Наконец, третье – и главное. Мировоззренческой и идеологической основой патриотизма подчас выступают те эпизоды национальной истории, которые выглядят неоднозначно с точки зрения христианской ортодоксии – революция 1917 года, победа большевизма в Гражданской войне и, как уже сказано, Победа над нацизмом. Часть церковной интеллигенции считает даже культ Победы 1945 года основой формируемой государством «гражданской религии», уводящей в сторону от универсальной христианской ортодоксии.

Отсюда неожиданный практический вывод: курс российских властей на формирование национальной идентичности и патриотизма, связанный со славным прошлым Отечества, в частности, Победой в Великой Отечественной войне, в свете опроса Левада-Центра представляется более целесообразным, чем углубление участия религиозных организаций в общественной и политической жизни.          



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1195
Путь наш во мраке

Путь наш во мраке

Галина Щербова

Духовные стихи появились не позже XI века, их сочиняли и пели калики перехожие

0
475
В Абхазии ждут появления третьей политической силы

В Абхазии ждут появления третьей политической силы

Игорь Селезнёв

Жители непризнанной республики страдают из-за борьбы кандидатов в президенты

0
4818
ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

Вениамин Попов

Без решения палестинского вопроса мир на Ближнем Востоке не реален

0
3200

Другие новости