Фото pixabay.com
Открытие московского театрального сезона 2018/19 ознаменовалось новой тенденцией. Два ведущих столичных театра с крепкими (во всех отношениях) худруками один за другим сделали значимый жест. Вновь открыли ставку главного режиссера. Ситуация примечательна тем, что и Вахтанговский театр, и Российский академический молодежный театр (РАМТ) в данную минуту остро не нуждаются в укреплении творческого состава. Никакого кризиса ни в труппе под руководством Римаса Туминаса, ни под опекой Алексея Бородина, конечно, не наблюдается. Этот шаг не что иное, как задел на будущее и проявление цеховой ответственности и солидарности.
Да, в деталях случаи разнятся. Первым объявил о приглашении на должность главного режиссера РАМТа Егора Перегудова Алексей Бородин. Он отметил, что уже сегодня стоит задуматься о будущем и готовить своего преемника. А об этом сейчас мало кто готов говорить вслух. Вот и недавний конфликт между экс-главой департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Андреем Малышевым и председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным касался в том числе, по словам первого, необходимости ротации «возрастного руководства театров».
Егор Перегудов, молодой, но уже опытный режиссер, ставил больше в «Сатириконе» и «Современнике», но пригласил его к себе на основательную должность с перспективами именно РАМТ. Не стоит забывать, что есть и «отягчающие» обстоятельства. Молодежный театр начал работу уже второго сезона без своего директора – Софьи Апфельбаум, которая находится под следствием по «делу «Седьмой студии». Текущие обязанности выполняет ее заместитель, но усиление административного состава в целом сейчас действительно актуально. Тем более что задуманные Апфельбаум проекты – открытие двух новых камерных пространств в театре – были осуществлены. Их координацией и наполнением как раз и должен заняться Перегудов.
Обилие новых площадок «Вахтанговской империи», думается, сподвигло Римаса Туминаса и директора театра Кирилла Крока пригласить Юрия Бутусова на должность главного режиссера. Хотя очевидно, что первопричиной здесь послужил громкий уход режиссера из петербургского Театра им. Ленсовета, после чего он оказался на перепутье. Любимый публикой режиссер-авангардист, давний педагог режиссерской мастерской ГИТИСа формально остался не при деле. Ведь ставить только в качестве приглашенного режиссера в обеих столицах – хорошо до определенного возраста и статуса.
За оба театра можно только порадоваться. Худруки украсили подведомственные им театры, великодушно, но в то же время с расчетом, пригласив потенциальных конкурентов. Хороший поступок тут не исключает предполагаемой выгоды, потому что выпуск кассовых спектаклей (и Перегудов, и тем более Бутусов умеют ярко работать с большой формой) – одна из задач театров сегодня.
Пока это уникальные случаи в последние годы. Два года назад бурно обсуждалось назначение Чулпан Хаматовой помощником-заместителем Галины Волчек в «Современнике», что, как можно с осторожностью предположить, говорит о дальнейшей преемственности. Из схожих примеров Петербурга стоит отметить тандем Валерия Фокина и Николая Рощина, которого мэтр пригласил главрежем в Александринку. Недавно ушел из «Школы драматического искусства» Дмитрий Крымов, теперь вопрос – куда?
Уже много лет на разных уровнях говорится о том, что надо расширять театральную географию. Чтобы известны и художественно значимы были не только столичные театры, но и региональные, и в Москве публика знала не только театры в пределах Садового, а то и Бульварного кольца. В столице больше 80 театров. Сейчас же можно наблюдать порой зашкаливающую плотность талантов на квадратный метр. Чуть ли не больше половины из этого общего числа театров – давно за гранью критериев искусства. О Театре под руководством Армена Джигарханяна мы в последнее время слышим только из желтых новостей, летом вспомнили про Театр на Перовской – его директора посадили за финансовые растраты; когда в последний раз подумали о Театре на Юго-Западе? Когда умер Валерий Белякович, его создатель!
Не говоря уже о том, что каждый раз при финансовой реформе идут дебаты о том, что какой-нибудь заштатный городской театр на окраине получает примерно такую же субсидию, как Театр им. Пушкина с почти 100-процентной посещаемостью и историческим зданием.
Недавно Департамент культуры Москвы собрался наконец решить проблему кадрового резерва административного руководства (правда, новость на фоне сидящих под арестом специалистов своего дела выглядела вызывающе). Ведомство организует кадровый центр по подготовке директоров театров. Да и сами менеджеры с нового сезона объединились в новое профессиональное сообщество «Директорская ложа», правда, первое собрание в ресторане больше походило на светский прием, чем на реальное заседание.
Безусловно, экономистов-управленцев театральной сферы подготовить реальнее, чем творческий состав, который запланировать в принципе невозможно. И советскую систему распределения, естественно, возвращать не стоит. Однако то, что есть откровенно прозябающие театры без лидеров с собственными труппами и зданиями на городском балансе, о которых забыли все, в том числе власти, – беспокоит.
комментарии(0)