0
5661
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

14.10.2018 20:27:00

Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Беспилотники оказались в сфере ответственности сразу нескольких министерств и агентств, но отрасль тормозят пробелы в законах и отсутствие единой стратегии развития

Николай Ряшин

Об авторе: Николай Дмитриевич Ряшин – эксперт в сфере использования беспилотных летательных аппаратов.

Тэги: авиация, гражданские беспилотники, бпла, япония, moscow drone festival, воздушный кодекс, рейсинг, инвестиции, Минэкономразвития, Минспорта, минтранс


авиация, гражданские беспилотники, бпла, япония, moscow drone festival, воздушный кодекс, рейсинг, инвестиции, Минэкономразвития, Минспорта, минтранс Фото с сайта Moscow Drone Festival /http://moscowdronefestival.ru/

Глобальный рынок гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стремительно развивается: дроны интересны и правительственным организациям, и бизнесу. Коптеры уже занимаются аэрофотосъемкой, экологическим мониторингом, инспекцией местности и объектов инфраструктуры, в планах – аэротакси, доставка товаров и посылок. Так, правительство Японии намерено разрешить использование грузовых дронов в малонаселенных районах страны: это компенсирует недостаток рабочего персонала и хотя бы частично решит проблему доставки гуманитарной помощи во время стихийных бедствий. В России же полеты дронов по-прежнему строго регламентированы, причем пока запрещено гораздо больше, чем разрешено.

В конце лета в небе над «Лужниками», под эгидой Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы», проводился Moscow Drone Festival – крупнейший в стране фестиваль беспилотников. Недалеко от центра столицы, в зоне, обычно закрытой для полетов, соревновались десятки коптеров, пилотируемых в том числе рейсерами из-за рубежа. Был создан прецедент, причем едва ли не самый заметный на пути к «либерализации» использования БПЛА в России. Но пока развитие отрасли в РФ сдерживается сразу несколькими факторами.

В первую очередь пробелами в законодательстве. Правовой статус БПЛА находится в стадии обсуждения и корректируется достаточно часто. Первые поправки в Воздушный кодекс РФ, в соответствии с которыми все беспилотников весом от 250 г до 30 кг требовали государственной регистрации, были внесены в 2016 году. А осенью 2018 года правительство подготовило проект постановления, согласно которому планирует разрешить «неучтенные» полеты на высоте до 150 м – в зоне визуальной видимости пилота. Однако вопросы о других классификациях беспилотных аппаратов – например, по грузоподъемности или типу навесного оборудования – по-прежнему остаются за рамками правового поля. Например, для того чтобы провести недавние соревнования дронов, Минспорт в ноябре 2017 года включил во Всероссийский реестр видов спорта новую дисциплину – дрон-рейсинг (класс F-3U). И хотя гонки коптеров получили официальный статус, теперь стала очевидна потребность в пилотах, способных сформировать национальную команду для участия в крупнейших международных соревнованиях. Из «хобби после работы» дрон-рейсинг превратился в профессиональный спорт, развитие которого требует системного подхода, которого пока тоже нет.

Впрочем, отсутствие единой стратегии действий характерно не только для дрон-рейсинга, но и для рынка БПЛА в целом. В России отсутствуют институты, в ведение которых можно было бы передать единоличное регулирование этой отрасли. Использование гражданских дронов – сфера пересечения интересов Минэкономразвития, Минспорта, Минтранса и сразу нескольких федеральных агентств. Тем не менее финансирование разработок в сфере беспилотного транспорта по-прежнему остается прерогативой бизнеса. Вектор развития коммерческих дронов нацелен на оптимизацию программного обеспечения для различных функций и задач во всех сегментах экономики. Но чаще всего инвестиции в БПЛА носят эпизодический характер и направлены преимущественно на решение тактических задач.

Фактором сдерживания роста рынка служит и проблема безопасности. Ответственность за полеты могли бы нести владельцы дронов, но из-за несовершенства законодательства большинство из них остается в серой зоне. Выйти из нее – значит принять определенные обязательства, фактически не имея никаких прав. Согласны на это немногие. В контексте дрон-рейсинга ситуация выглядит чуть лучше: зоны полетов строго регламентированы, аппараты – зарегистрированы, а пилоты обладают достаточной квалификацией. Но, например, обучение управлению коптером до недавнего времени было сопряжено с рисками, в первую очередь с рисками безопасности. Начинающим пилотам необходимо где-то тренироваться, и в отсутствие площадок они были вынуждены «летать» на необорудованных пространствах, подвергая опасности жизнь и здоровье людей. Впрочем, с присвоением дрон-рейсингу статуса спортивной дисциплины эта проблема частично решается благодаря специализированным школам, которые появляются в РФ.

Несмотря на пробелы, контекст для развития как дрон-рейсинга, так и отрасли в целом задан. Беспилотникам уделяется достаточно внимания – в большей степени военным, чем гражданским, – но даже такая сегментация идет на пользу: возникает своеобразный обмен опытом, благодаря которому формируются специальные требования к коммерческим дронам. На рынок выходят новые игроки – производители программного обеспечения, сервисные и страховые компании. Дроны «влетают» во все сферы общественной жизни, как когда-то «влетели» в профессиональный спорт. Вопросы перед законодателями и инвесторами поставлены. Ждем ответов.     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
673
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1536
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1949
Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Владимир Скосырев

США, Япония и Южная Корея оформили новый альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе

0
2499

Другие новости