Фото агентства городских новостей "Москва"
Вынес в заголовок эти слова Мандельштама не случайно. Минувшим летом социологи Левада-Центра указали на определенное усиление ксенофобских настроений в России. После нескольких лет снижения уровня нетерпимости на национальной и религиозной почве наблюдается возвратное движение маятника общественного мнения. Так, «Мониторинг ксенофобских настроений» фиксирует рост доли россиян, выступающих за ограничение проживания в стране представителей отдельных этнических групп. Социолог Карина Пипия отмечает: «Если в целом уровень этнофобии за год вырос на 12 п.п., то частота выбора тех или иных «нерусских» позиций увеличилась в 1,5 раза. То есть спектр неприязненного отношения расширился».
Однако не следует впадать в крайность и констатировать радикальный слом предыдущего позитивного тренда. Важно учитывать несколько факторов, как внутренних, так и внешнеполитических.
Во-первых, подъем ксенофобских настроений происходит на фоне общей протестной активности, вызванной ростом цен, налоговой нагрузкой, болезненной пенсионной реформой.
Во-вторых, «оборонные настроения» укрепляют непрекращающаяся конфронтация с Западом, новая санкционная волна против России и жесткий информационный прессинг. Жизнь наших сограждан протекает на фоне ежедневных сообщений о давлении на российских дипломатов и журналистов за рубежом, о преследовании пророссийских активистов и сокращении образования на русском языке в Прибалтике, о приравнивании рядом украинских политиков понятия «русский мир» к нацизму, о сносе памятников воинам-освободителям в Польше. Подобный информационный фон порождает представления об изоляции России от остального мира, ее драматическом «одиночестве», что подспудно формирует и неприязненное отношение к «чужакам».
Есть и обратная сторона медали. Нередки случаи, когда завсегдатаи наших истеричных телешоу пытаются представить проблемы внутреннего порядка исключительно как срежиссированные из-за рубежа. Подобная позиция лишь укрепляет и провоцирует настроения нетерпимости.
Конечно, декларирование частью общества агрессивной ксенофобии и мигрантофобии еще не означает готовности к активному отстаиванию этой позиции на улице с битой в руке. Неприятие «чужака» автоматически не трансформирует бытового ксенофоба в погромщика.
Согласно данным мониторинга Московского бюро по правам человека, в январе–августе 2018 года в России имели место не менее 17 нападений и не менее 15 случаев вандализма на почве национальной нетерпимости. В аналогичный период прошлого года зафиксировано не менее 26 подобных проявлений, в 2016 году – 17, в 2015 году – 22. Между провозглашаемой ксенофобией и прямым насилием пока еще сохраняется дистанция. Будем плыть по течению или вспомним, чем там у Мандельштама стихотворение завершается?
За предыдущие годы на государственном уровне сформированы базовые правовые и доктринальные документы, определяющие фундаментальные основы российской государственной национальной политики. Значительным шагом стало формирование Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, а также профильного органа исполнительной власти – Федерального агентства по делам национальностей. Минимизирована террористическая и экстремистская угроза на Северном Кавказе, годами представлявшая опасность для единства и территориальной целостности страны. Маргинализированы различные этнонационалистические течения. Сегодня проблема агрессивной ксенофобии выглядит не как нечто целостное, а скорее как веер различных вызовов.
Однако националистические и экстремистские течения научились приспосабливаться к новым историческим условиям. Конечно, риски нетерпимости существенно снижаются в правовом и экономически устойчивом государстве. К этому нам идти еще не один год. Но для оперативного успешного противостояния сохраняющимся угрозам необходимы комплексные превентивные меры. В их числе – совершенствование молодежной политики с целью смещения акцентов с «церемониально-праздничной» сферы на проектную деятельность. В том числе и по таким сюжетам, как формирование единой гражданской нации, вовлечение молодежи в общерегиональные, общероссийские и межрегиональные социально значимые гражданские акции при акцентировании вклада каждого народа в историю, культуру и государственность России.
Не обойтись и без повышения правовой, общественно-политической компетентности председателей этнических и конфессиональных советов, руководителей национально-культурных организаций и автономий. Столь же необходима активизация системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров федеральных и региональных ведомств, курирующих вопросы культуры, просвещения, науки и высшего образования, педагогических и учительских коллективов.
В своих рекомендациях эксперты не забывают о сохранении отечественных академических традиций и использовании накопленного научного потенциала в изучении содержания и форм современных межэтнических и этноконфессиональных отношений, этнополитических процессов, в разработке и осуществлении их менеджмента, направленного на разрешение конфликтов.
В свою очередь, СМИ и разнообразные сетевые ресурсы очевидно нуждаются в популяризации позитивных этнических стереотипов, общих достижений российских народов, общих дат российской истории.
Стоит отметить ряд успешных инициатив на этом пути.
В серии анимационных фильмов «Гора самоцветов» (студия «Пилот») экранизированы сказки народов, живущих в России. В популярной живой форме выражена идея консолидации всего российского социума на основе общей исторической судьбы при сохранении уникального национального своеобразия каждого этноса.
Внимания и поддержки заслуживает социально значимый проект «Маяки дружбы. Башни Кавказа», призванный укрепить межнациональные и межрегиональные связи посредством знакомства молодежи с историческим наследием разных уголков нашей страны, развитием внутренних и внешних культурных и туристических контактов.
В проекте «Мир нашему дому!», реализованном Общероссийской общественной организацией «Юристы за права и достойную жизнь человека» благодаря поддержке Фонда президентских грантов, была предпринята попытка объединения усилий широкого круга специалистов в данной проблематике – представителей профильных НКО, журналистов, ученых, правоохранительных органов, администраций субъектов РФ. По мнению одного из экспертов проекта – главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, члена президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимира Зорина, – проекту удалось донести до общества и власти идею, что борьба с нетерпимостью «не дело только силовых структур: это общенародная задача, когда все институты гражданского общества должны активно участвовать в противодействии этим явлениям».
комментарии(0)