Фото Michael Gruber/Getty Images
Интернет и средства массовой информации для чиновников – безусловное зло, а народ в любой стране к своим «слугам» относится без всякой благодарности. Они сил не жалеют в управленческом азарте, себя не щадят ради блага электората, а тот это ценить категорически отказывается. Более того, еще и публично обвиняет. «Мы каждый день видим, как появляются новые роскошные виллы, какой образ жизни ведут те, кто наверху, – говорили на очередной демонстрации протеста, с пугающей для власти регулярностью проходящей в Тегеране. – И чем беднее мы – тем более роскошной становится жизнь у них».
Социальный протест в Иране достиг, видимо, своего пика. Протестующие больше не говорят о конкретных социальных проблемах и не винят во всем Запад, Америку и лично Дональда Трампа. Их гнев теперь направлен конкретно на исполнительную власть – то есть на администрацию президента Хасана Рухани. Начинает маячить перспектива, что вскоре лозунг «Смерть режиму!» будут выкрикивать не отдельные оппозиционеры, а вся иранская «улица».
Нет, власть не оставалась глуха к голосу народа. Вотум недоверия с последующим увольнением получил от депутатов Меджлиса министр труда и социального обеспечения. Был отправлен в отставку глава иранского Центробанка. Но эти и другие меры у иранцев доверия уже не вызвали. Тем более что Рухани продолжал щедро раздавать обещания и по-прежнему винил во всем только Трампа. Словом, и сам президент, и его администрация, и лояльные к нему массмедиа затеяли окончательный переезд в альтернативную реальность. В которой никто в мире антииранскую политику Трампа не поддерживает, в которой иностранный бизнес никуда не уходит, а все беды населения вот-вот закончатся – новые многомиллиардные инвестиции в экономику уже собираются в дорогу.
На этом фоне откровенно загадочным выглядело молчание верховного лидера страны, рахбара Али Хаменеи, которому в Исламской Республике принадлежит последнее слово. Но, как выяснилось в минувший понедельник, молчал он не потому, что ему нечего было сказать. Некоторая пауза была необходима для того, чтобы взвесить все «за» и «против», выбрать верные слова, а главное – наметить единственно верную линию поведения в условиях социального кризиса и ожесточенной схватки внутри иранских политических элит.
Как гениальный политический тактик, верховный лидер выступил именно тогда, когда «вчера еще рано, а завтра уже поздно». И сумел в своем достаточно коротком обращении не только ответить на важнейшие для каждого гражданина Ирана и иностранного наблюдателя вопросы, но и взять на себя часть вины за возникновение кризиса в стране.
«Нечего на Трампа пенять, если правительство криворукое». Именно этот посыл – если отбросить присущую официальным выступлениям верховного лидера Ирана сдержанность – стал основным в обращении Хаменеи к иранской аудитории. «Разбирающиеся в экономике эксперты и многие должностные лица считают, что причина этого вопроса (кризисных явлений в стране. – И.П.) находится не столько извне, сколько внутри, – заявил он. – Неэффективная работа правительства наносит национальной экономике больший ущерб, чем американские санкции».
А расчет на то, что со снятием санкций проблемы Ирана решатся сами собой, что диалог с США есть панацея от всех сложностей – на чем, собственно, Хасан Рухани и состоялся как президент, – являются глубоко ошибочными. Причем – отчасти и ошибкой самого Хаменеи. «То, как велись переговоры по ядерному соглашению, было просчетом, и я лично ошибся, когда давал разрешение на то, чтобы вести их так, как мне предлагали наши чиновники», – сказал он.
По мнению рахбара, которое, разумеется, станет сейчас ключевым положением иранской внешней политики, «переговоры с Америкой можно вести только тогда, когда мы в состоянии противостоять давлению и шантажу с ее стороны. Сегодня у нас таких возможностей нет». Следовательно, главные усилия необходимо сосредоточить на внутренних проблемах. А что касается противостояния с американцами, то, как Али Хаменеи написал в своем Twitter, явно обращаясь к одному широко известному пользователю этой соцсети из Вашингтона, «не будет никакой войны, но и не будет никаких переговоров с США».
Буквально «размазав по асфальту» и доведя до предынфарктного состояния Хасана Рухани и членов его команды, верховный лидер Ирана тем не менее не стал отправлять его в отставку. «Священная корова» иранской политики – соблюдение баланса сил между ожесточенно конкурирующими группировками элит – накладывает ограничения даже на того, кто обладает всей полнотой власти в Исламской Республике. Но на этом хорошие новости для Рухани и чиновников его администрации, собственно, и заканчиваются.
Поскольку накануне своего обращения, в субботу, 11 августа, Али Хаменеи утвердил план Садека Лариджани, главы судебной системы Ирана и родного брата председателя парламента, о создании чрезвычайного и наделенного самыми широкими полномочиями органа – специальных революционных судов, рассматривающих дела по экономическим преступлениям и коррупции. В российской истории был СМЕРШ – «Смерть шпионам». В Иране в связи с экономической войной создан своего рода СМЕРЧ, который будет карать должностных лиц за злоупотребления по упрощенной процедуре, неотвратимо, оперативно, но, как уверяет его глава, справедливо.
Всего за сутки до обращения Али Хаменеи к нации, за один воскресный день, впрочем, в Иране он рабочий, в стране были арестованы 67 чиновников и бизнесменов, замешанных в недавних потрясших страну махинациях с валютой. Еще более сотни человек в тот же день получили повестки к следователям и предписания о запрете выезжать из страны. И что-то подсказывает, что это – только начало интересных событий, ожидающих Иран в ближайшее время.
комментарии(0)