Фото сайта kremlin.ru
Пятый саммит глав прикаспийских государств, который прошел в Актау 12 августа, подвел итоги развития Каспийского региона, одновременно создав правовые основания для последующего взаимодействия прикаспийских стран.
Ключевым документом, который был подписан на саммите, стала Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Работа над ней продолжалась на протяжении длительного времени. Первоначально часть стран настаивала на применении к Каспийскому морю положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, другие предлагали взять за основу принципы, которые применяются в отношении трансграничных озер. Россия и Иран выступали за сохранение прежних, советско-иранских договоренностей. Благодаря созданию переговорного механизма, который включал заседания специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран, встречи глав внешнеполитических ведомств и саммиты лидеров стран региона, удалось сблизить позиции и выйти на подписание Конвенции.
В документе зафиксировано, что разграничение на сектора касается только дна Каспия, оставляя в общем пользовании водную поверхность. Так, в ст. 8 Конвенции говорится, что «разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр». Данный подход фактически базируется на наработанной договорной практике России, Азербайджана и Казахстана, которые на рубеже XX и XXI веков сумели найти компромисс в отношении северной части Каспийского моря.
Принципиальным моментом, который нашел отражение в документе, является положение о прокладке трубопроводов по дну Каспия. Вокруг этого вопроса длительное время шли дискуссии. Россия и Иран выступали против прокладки трубопроводов, отмечая хрупкость экологической системы Каспия. Однако другие прикаспийские страны проявляли интерес к строительству транскаспийских магистралей. Статья 14 Конвенции говорит о том, что «стороны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней». Данное положение в такой редакции стало компромиссом между всеми прикаспийскими государствами.
Для России принципиально было зафиксировать в Конвенции положение о неприсутствии в регионе вооруженных сил, которые не принадлежат прикаспийским странам. Повышенное внимание России к вопросам безопасности в регионе связано с непрекращающимися попытками ЕС и США, которые после распада СССР стремились расширить свое политическое влияние в прикаспийских государствах и реанимировать проекты трубопроводов.
Лидеры прикаспийских государств уделили внимание вопросам безопасности и региональным проблемам. На их решение направлены подписанные протоколы к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности от 18 ноября 2010 года, которые касаются сотрудничества в области борьбы с терроризмом на Каспийском море, с организованной преступностью и взаимодействия пограничных ведомств.
Помимо Конвенции и документов, касающихся вопросов безопасности, на саммите подписаны Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта. В последние годы для России данные вопросы приобрели особую актуальность, поскольку прикаспийские государства реализуют собственные крупные инвестиционные проекты по созданию современной инфраструктуры морских, автомобильных, железнодорожных и авиаперевозок пассажиров и грузов. Речь идет о строительстве инфраструктурных проектов в сфере транспорта, прежде всего, на побережье Каспия. Это побуждает Россию не только взаимодействовать со странами региона в транспортной сфере, участвуя в различных проектах, но и принимать меры по развитию собственной инфраструктуры. С этой целью в ноябре 2017 года в России был принята «Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года». К принятию данного документа Россию подталкивали данные о сокращении грузооборота через российские порты на Каспии. В то же время прикаспийские страны увеличили грузооборот через Каспийское море и намерены добиться его последующего роста.
Подписание Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря создает юридическую базу для последующего сотрудничества прикаспийских государств как в целом, так и по отдельным направлениям деятельности в регионе. Конвенция завершила каспийский переговорный «марафон», ликвидировав правовой вакуум в регионе, дав странам региона инструмент для последующего развития отношений.
комментарии(0)