0
4653
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

13.08.2018 16:47:00

"Каспийская пятерка" завершила 20-летний переговорный марафон

Конвенция о правовом статусе Каспия ликвидировала правовой вакуум региона

Сергей Жильцов

Об авторе: Жильцов Сергей Сергеевич – доктор политических наук.

Тэги: каспий, правовой статус, конвенция, саммит, актау, газопроводы, безопасность


каспий, правовой статус, конвенция, саммит, актау, газопроводы, безопасность Фото сайта kremlin.ru

Пятый саммит глав прикаспийских государств, который прошел в Актау 12 августа, подвел итоги развития Каспийского региона, одновременно создав правовые основания для последующего взаимодействия прикаспийских стран. 

Ключевым документом, который был подписан на саммите, стала Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Работа над ней продолжалась на протяжении длительного времени. Первоначально часть стран настаивала на применении к Каспийскому морю положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, другие предлагали взять за основу принципы, которые применяются в отношении трансграничных озер. Россия и Иран выступали за сохранение прежних, советско-иранских договоренностей. Благодаря созданию переговорного механизма, который включал заседания специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран, встречи глав внешнеполитических ведомств и саммиты лидеров стран региона, удалось сблизить позиции и выйти на подписание Конвенции.

В документе зафиксировано, что разграничение на сектора касается только дна Каспия, оставляя в общем пользовании водную поверхность. Так, в ст. 8 Конвенции говорится, что «разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр». Данный подход фактически базируется на наработанной договорной практике России, Азербайджана и Казахстана, которые на рубеже XX и XXI веков сумели найти компромисс в отношении северной части Каспийского моря.

Принципиальным моментом, который нашел отражение в документе, является положение о прокладке трубопроводов по дну Каспия. Вокруг этого вопроса длительное время шли дискуссии. Россия и Иран выступали против прокладки трубопроводов, отмечая хрупкость экологической системы Каспия. Однако другие прикаспийские страны проявляли интерес к строительству транскаспийских магистралей. Статья 14 Конвенции говорит о том, что «стороны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней». Данное положение в такой редакции стало компромиссом между всеми прикаспийскими государствами.

Для России принципиально было зафиксировать в Конвенции положение о неприсутствии в регионе вооруженных сил, которые не принадлежат прикаспийским странам. Повышенное внимание России к вопросам безопасности в регионе связано с непрекращающимися попытками ЕС и США, которые после распада СССР стремились расширить свое политическое влияние в прикаспийских государствах и реанимировать проекты трубопроводов.

Лидеры прикаспийских государств уделили внимание вопросам безопасности и региональным проблемам. На их решение направлены подписанные протоколы к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности от 18 ноября 2010 года, которые касаются сотрудничества в области борьбы с терроризмом на Каспийском море, с организованной преступностью и взаимодействия пограничных ведомств.

Помимо Конвенции и документов, касающихся вопросов безопасности, на саммите подписаны Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта. В последние годы для России данные вопросы приобрели особую актуальность, поскольку прикаспийские государства реализуют собственные крупные инвестиционные проекты по созданию современной инфраструктуры морских, автомобильных, железнодорожных и авиаперевозок пассажиров и грузов. Речь идет о строительстве инфраструктурных проектов в сфере транспорта, прежде всего, на побережье Каспия. Это побуждает Россию не только взаимодействовать со странами региона в транспортной сфере, участвуя в различных проектах, но и принимать меры по развитию собственной инфраструктуры. С этой целью в ноябре 2017 года в России был принята «Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года». К принятию данного документа Россию подталкивали данные о сокращении грузооборота через российские порты на Каспии. В то же время прикаспийские страны увеличили грузооборот через Каспийское море и намерены добиться его последующего роста.

Подписание Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря создает юридическую базу для последующего сотрудничества прикаспийских государств как в целом, так и по отдельным направлениям деятельности в регионе. Конвенция завершила каспийский переговорный «марафон», ликвидировав правовой вакуум в регионе, дав странам региона инструмент для последующего развития отношений. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как не поддаться на провокации с призывами к совершению преступлений

Как не поддаться на провокации с призывами к совершению преступлений

Василий Матвеев

МВД и эксперты призывают граждан повысить бдительность

0
1937
Саммит СНГ подвел итоги года

Саммит СНГ подвел итоги года

Виктория Панфилова

Президенты стран Содружества собрались на горнолыжном курорте

0
2825
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 23.12.24

0
2711
Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
3288

Другие новости