Фото GettyImages
Если утверждения ряда политиков о том, что за нынешним обострением обстановки в Ливии стоят спецслужбы Катара, стремившиеся во что бы то ни стало сорвать процесс национального примирения, соответствуют действительности, тогда Доху можно поздравить с несомненным успехом. Мало того, что катарцы с помощью провокаций сумели торпедировать не устраивающий их план поэтапного урегулирования ливийского кризиса спецпредставителя генсека ООН Гасана Саламе, так еще создается впечатление, что происками эмирата решил воспользоваться в своих целях главком Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар. Причем Доха решилась на провокацию в довольно сложное для себя и своих союзников время, когда части ЛНА уничтожали в Дерне последний из остававшихся на территории Киренаики (восточный регион Ливии) оплотов исламистов, связанных с «Братьями-мусульманами», «Аль-Каидой» и даже «Исламским государством» (организации запрещены в РФ).
Начало нынешней эскалации напряженности было положено 13 июня неожиданным нападением отрядов так называемой нефтяной гвардии Ибрагима Джадрана на нефтеналивные порты Сидра и Рас-Лануфа, находящиеся под контролем частей ЛНА. Воспользовавшись фактором внезапности и занятостью основных сил ЛНА в операции в Дерне, Джадран смог захватить часть «нефтяного полумесяца» (расположенные по дуге вдоль средиземноморского побережья города-порты Зувейтина, Мерса-Брега, Рас-Лануф, Сидр юго-западнее Бенгази. – Р.М.). Через неделю части ЛНА восстановили свой контроль над Сидром и Рас-Лануфом. Однако дальнейшие событии приняли неожиданный оборот.
25 июня Хафтар принял шокировавшее многих в Ливии и за ее пределами решение передать управление операциями по экспорту нефти с подконтрольных ему нефтяных объектов в ведение расположенного в Бенгази «филиала» Нефтяной национальной корпорации (ННК) под юрисдикцию Временного правительства в Киренаике. Таким образом, Хафтар решил переключить на своих союзников значительную часть денежных потоков от экспорта нефти.
Пикантность ситуации в том, что в соответствии с решениями ООН осуществлять операции с экспортом ливийской нефти имеет право только головной офис ННК, расположенный в Триполи. Без его разрешения все танкеры будут перехватываться и возвращаться в Ливию, а Хафтар с союзниками не получат ни цента. Тем не менее фельдмаршал продолжает упорствовать, мотивируя свое решение якобы финансированием террористических группировок из нефтяных доходов через ливийский Центробанк.
С такой ситуацией Хафтар уже сталкивался. Первый раз в конце 2016 года, когда он отстранил от охраны «нефтяного полумесяца» гвардию Джадрана, второй – в марте 2017-го, после неудачной попытки отжать эти объекты у Хафтара, предпринятой остатками разгромленных в Киренаике «Бригад обороны Бенгази», а также нескольких отрядов из мисуратской группировки. Попытки главкома ЛНА торговать нефтью самостоятельно были признаны контрабандой.
Самостоятельно разрулить сложившуюся ситуацию ливийцы, похоже, не могут. Глава правительства национального единства (ПНЕ) Фаиз Сарадж вынужден был обратиться в Совет Безопасности ООН с призывом срочно вмешаться и заблокировать любые попытки «незаконной продажи» нефти через подконтрольные восточному центру власти структуры. Глава ННК Мустафа Саналла, в целом довольно лояльно относившийся к Хафтару, на этот раз даже направил письмо в комитет по санкциям ООН с просьбой ввести ограничительные меры против 48 физических и юридических лиц, уличенных в контрабанде и других незаконных сделках с нефтью в обход офиса в Триполи.
В совместном заявлении правительств Великобритании, Франции и Италии, к которым присоединились и США, до последнего времени не проявлявшие особой активности на ливийском направлении, выражена озабоченность развитием событий в бывшей Джамахирии. Призывы «образумиться», воздержаться от рискованных заявлений и действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации напряженности, направили генсек ООН Антониу Гутерриш, Европейский союз, а также Египет, считающийся ближайшим союзником Хафтара.
Однако фельдмаршал, похоже, «закусил удила», не желая замечать, что своими действиями он лишь настраивает против себя многие западные страны, прежде всего Италию, и без того переживающую период обострения противоречий с соседями по ЕС из-за мигрантов. Рим опасается, что Хафтар сорвет договоренности с Сараджем о создании на юге Ливии центров по приему беженцев из Африки, для которых через Ливию проходит основной маршрут в Европу. И для этого есть серьезные основания. В минувшие выходные близкие к ПНЕ СМИ сообщили, что в Киренаике началась пропагандистская кампания, в ходе которой проживающие на востоке страны племена, а также лояльные ЛНА отряды салафитов призывают готовиться к джихаду против итальянцев.
Более того, представители базирующегося в Киренаике и союзного Хафтару Временного правительства активизируют деятельность по разделению крупных компаний, организаций и ведомств и перераспределению их основных функций и полномочий в пользу восточного центра власти. Если бы не предыдущие заявления Хафтара о необходимости всеми средствами сохранить Ливию в качестве «единой и неделимой» страны, можно было бы подумать, что идет подготовка к разделению бывшей Джамахирии.
Почувствовав наступление новой волны «смуты», активизировались и мелкие военно-политические группировки. Вспыхнули вооруженные столкновения между различными отрядами боевиков в Триполи, совершены нападения и убийства специалистов, занятых на обслуживании Великой рукотворной реки, снабжающей питьевой водой практически всю страну из огромных подземных природных резервуаров.
Над Ливией снова сгущаются грозовые тучи. Стране повезет, если они обойдут ее стороной.
комментарии(0)