0
5515
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

27.06.2018 16:37:00

За что критикуют преемников Олега Табакова

Сергей Женовач и Владимир Машков принимают непопулярные решения

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: театр, табаков, мхт, женовач, машков

On-line версия

театр, табаков, мхт, женовач, машков Художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Сергей Женовач. Фото с официальной страницы театра в Facebook

Под конец театрального сезона редко устраивают громкие перестановки, обычно такие новости держат в секрете до открытия нового осенью. Но для некоторых театров работа по обновлению этим летом только началась. Так, после смерти Олега Павловича Табакова лето для Московского Художественного театра под управлением нового художественного руководителя Сергея Женовача – время раздумий и кадровых перетасовок. Уже больше месяца бродят слухи, что приглашенных телезвезд МХТ им. Чехова сократят по численности, чтобы уменьшить за десятилетие разросшуюся труппу. Административный аппарат театра тоже перекраивается – «по собственному желанию» ушла Ольга Хенкина, главный помощник Табакова, вслед за этим прекратили репетиции очередного спектакля Александра Молочникова – артиста, который при Табакове нашел в себе режиссерские амбиции (что было активно поддержано) и поставил несколько провокационных опусов о войне и революции («19.14», «Бунтари», «Светлый путь. 19.17»). Последняя по времени новость, что уходит ньюсмейкер МХТ – режиссер Константин Богомолов, что ему скорее всего не продлят контракт.

На своей странице в Facebook он написал: «Мой контракт с МХТ как помощника художественного руководителя заканчивается где-то там летом – никогда не следил за этим, при жизни Олега Павловича контракт продлевался автоматически по взаимной любви и необходимости. Продлится он или нет – не обсуждал ни с кем и не вижу в этом никакой драмы или знаковости. Я был помощником Олега Павловича и навсегда останусь его учеником и режиссером, а он для меня – Мастером и Актером и просто дорогим мне Человеком, который не раз помогал мне и защищал меня и мое дело. Дело нового художественного руководителя подбирать себе команду по своему вкусу и пониманию театра и его будущего. Мне действительно было сообщено, что со мной как с режиссером у театра в рамках его новой художественной политики не связано никаких планов. Могу сказать, что я, откровенно говоря, и не рассчитывал на то, что это произойдет, и давно дал понять моим дорогим актерам, с которыми нас связывает долгое многолетнее творческое согласие, что «Три сестры» станут моей последней работой в МХТ на ближайшие годы».

То, что клеймят «попранием традиций Табакова» нынешние и предстоящие нововведения в Художественном театре – не удивительно, но крайне необъективно. Разве можно было предполагать, что новый худрук все оставит на своем месте? И что значит в данном случае «традиции»? Это был личный стиль Табакова – взращивать неординарных постановщиков, чьи спектакли вызывали общественный резонанс (зачастую – выплеск агрессивной реакции общества, вспомнить только свиные головы, которые подкладывали всенародному любимцу на крыльцо театра) и собирали кассу. К тому же разве Константин Богомолов не востребованный режиссер, которого хотят заполучить театры и которому в скором будущем прочат в столице свой? Уход режиссера из МХТ вряд ли стоит приравнивать к исчезновению его работ с московской театральной карты. Но, безусловно, тут же стоит оговориться: Табаков действительно был единственным, кто умел «держать удар» до конца. Ведь ни одного резкого, неудобного чиновникам от культуры, спектакля не было снято за все это непростое время. Тогда как, к примеру, богомоловского «Бориса Годунова» в Ленкоме постигла иная судьба. Недвусмысленный политический памфлет быстро сошел с подмостков театра Марка Захарова.

Такие действия со стороны Сергея Женовача многие пророчили еще при назначении. Мол, что еще ждать от человека с более чем умеренными творческими взглядами, приверженца неоклассики, одним словом, старых добрых заветов. Конечно, того, что линия радикального авангардного театра не будет поддержана как чуждая. Что создаст и из МХТ «башню из слоновой кости», коей многие театралы почитают им основанную Студию театрального искусства. И главная, обобщающая точка зрения, что назначение «консерватора» в главный театр страны – стратегический план Минкульта для зачистки распоясавшихся «либералов». А если убирают их, значит, душат искусство нового времени, стараясь загнать творчество в цензурные рамки, гасят последний островок театральной свободы. Если смотреть на контекст, то картина выходит, конечно, отнюдь не приглядная: Кирилла Серебренникова отлучили от работы, он уже год находится под следствием, теперь, получается, дело стало за вторым режиссером с репутацией смелого и провокативного экспериментатора.

С другой стороны, показательно, как намедни восприняли ситуацию с Владимиром Машковым, который объявил в Театральной школе при «Табакерке» тайм-аут и остановил набор абитуриентов на предстоящий учебный год. «Сейчас мне необходимо внимательно разобраться во всем, что происходит в колледже, – спокойно написал народный артист в своем обращении. – Понятно, что теперь, без Олега Павловича, потребуются изменения и адаптация учебного процесса. Набирать сейчас новый курс без ясного понимания дальнейших перспектив будет простой формалистикой. Задача же не в том, чтобы зачислить ребенка в колледж, а в том, чтобы научить его. А для этого нужно чётко понимать, кто, как и чему будет учить». Действия опять же были трактованы как предстоящий развал детища Табакова, и тот факт, что новый худрук хочет на самом деле поближе познакомиться с преподавательским составом, лично отсмотреть студентов, понять, куда и как учреждению развиваться, чтобы сохранить бренд, высокие качественные показатели и дальше (что подтвердили «НГ» в Театре Олега Табакова), до сих пор подвергается сомнению. Градус спекуляций на фоне портретов почивших, который толкает делать выводы, не увидев никаких результатов работы преемников и даже не дождавшись окончательных решений, непомерно высок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Омские связи

Омские связи

Про литературные оммажи в актерской биографии

0
606
И сам обманываться рад. В Театре Наций состоялась предновогодняя премьера «Тартюфа»

И сам обманываться рад. В Театре Наций состоялась предновогодняя премьера «Тартюфа»

Елизавета Авдошина

0
1906
1. Реформа «Золотой маски» завершена

1. Реформа «Золотой маски» завершена

В 2025 году премия окончательно перейдет на измененные условия

0
2016
2. Большой театр вступил в другую эпоху

2. Большой театр вступил в другую эпоху

Валерий Гергиев отработал год в качестве генерального директора в своем стиле

0
1996

Другие новости