Фото сайта wikipedia.org
Администрация Твери уже год выселяет из крохотного храма на окраине города общину, называющую себя «Православная церковь Божьей Матери Державная». 4 июня 2018 года было вынесено очередное судебное решение, довершающее этот процесс: Тверской городской суд отказал общине в удовлетворении очередного иска. Храм выстроен еще в 1996-м на основе помещения полуразрушенной котельной. Занимаемая им и его «подворьем» площадь – 0,025 га. Это примерно треть стандартного огородного участка советского времени.
Собственно спор ведется о здании храма, но борьба идет нешуточная. К делу официально подключилась Тверская и Кашинская епархия Русской православной церкви – в качестве третьего лица, поддерживающего администрацию. Ведь ни для кого не секрет, что городская администрация – в нарушение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства и равенства их перед законом – собирается, изымая спорные объекты собственности у одной религиозной организации, передать их другой. Догадываетесь какой? Да, судя по всему, епархия РПЦ ожидает некоторого приращения своего имущества – за счет храма, возведенного из котельной. Похвальная рачительность.
Дело, конечно, не в миниатюрном храме. «Православная церковь Божьей Матери Державная» – это относительно новое религиозное объединение, которое рассматривается РПЦ, судя по всему, как идеологический враг. С врагами руководство РПЦ уже привыкло бороться при помощи государства. Хотя не думаю, что это позиция всех или даже большинства ее верующих и вообще считающих себя православными людей.
Но рассмотрим данный конфликт все же в первую очередь с позиции права. С этой точки зрения две эти церкви – большая и маленькая – абсолютно равны, если исходить из Конституции и закона. Если же исходить из реального положения дел, история получается следующая.
Община новой церкви, прошедшей государственную регистрацию, получила полуразрушенную котельную в конце 90-х в безвозмездное пользование на основе закона. Произвела ремонт, надстроила небольшую колокольню. Храм был введен в эксплуатацию постановлением главы города в 2002-м как храм Новомучеников Российских. Но за 15 лет в области и городе несколько раз сменилась власть. В стране за это же время сменился климат – политический и духовный. Исподволь и вопреки Конституции в стране началась борьба с чуждыми идейными течениями. За пару последних лет государство разделалось – с юридической точки зрения – со «свидетелями Иеговы» и сайентологами. Суды приняли все нужные решения. Никакие вмешательства уполномоченного по правам человека и членов СПЧ (при президенте) не помогли.
Государственные СМИ старательно делали акцент на иностранном происхождении опасных религий и их основателей (вероятно, не вспоминая о происхождении христианской религии вообще).
В 2017 году общине новой церкви, которая, надо сказать, возникла и сформировалась в России, отказали в продлении договора аренды земельного участка. Суды поддержали администрацию. Кто бы сомневался! Именно в этот момент к ситуации как-то случайно проявила интерес Тверская и Кашинская епархия РПЦ.
Ждать ей теперь остается недолго. После судебных решений можно ожидать и выселения строптивой общины. Образующие ее люди, повторю, тоже именуют себя православными.
Тут придется все же сказать несколько слов об идейной стороне дела. Вероучение религиозного объединения «Православная церковь Божьей Матери Державная» подразумевает особое почитание Божьей Матери (что-то подобное можно встретить, например, у католиков). Но более существенно то, что важное место в этом вероучении занимает тема «голгофского страдания» русских людей, невинных жертв репрессий 1930–1950-х годов. Данная тема служит основой для упреков в адрес некоторых иерархов РПЦ в неоправданных компромиссах и сотрудничестве с советскими властями.
Справедливы ли эти упреки? По-моему, нет. У священников в ту пору особого выбора не было. Но так или иначе, никакого диалога между церквами не получается. Да и о каком диалоге вообще может идти речь, если у более сильной стороны есть на все случаи жизни одно самое сильное обвинение – они, дескать, сектанты!
Еще раз повторю: с точки зрения закона все религиозные объединения равны. И дискриминация в связи с принадлежностью к определенной конфессии у нас запрещена.
Оно, конечно, так. Но всем заинтересованным лицам давно уже ясно: если вас дискриминируют именно на этом основании, защиты у государства искать нечего. Даже если для той самой свободы вероисповедания вам нужны лишь 0,02 га.
комментарии(0)