Иллюстрация Андрея Фролова
Одним из национальных приоритетов руководства страны является укрепление обороноспособности России. Достижение этой цели осуществляется в рамках реализации военной политики путем своевременного наращивания оборонного потенциала, оснащения Вооруженных сил и других воинских формирований современными вооружением, военной и специальной техникой, инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целом.
В соответствии с Государственной программой вооружения на 2018–2027 годы в среднем за год на перевооружение армии и флота будет тратиться 2,2 трлн бюджетных рублей – втрое больше, чем на образование (663 млрд в 2018 году), и почти в пять раз больше, чем на здравоохранение (460 млрд). Особый акцент сделан на оснащении войск высокоточным оружием, беспилотными ударными комплексами, а также средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. На сегодняшний день Минобороны законтрактовало предприятия ОПК на более чем 3 трлн руб.
Несмотря на стратегическую значимость своевременного выполнения гособоронзаказа (ГОЗ), состояние законности в данной сфере вызывает все большую озабоченность. «В прошлом году было предотвращено более 12 тыс. нарушений, ущерб от которых мог бы превысить 11 млрд руб.», – заявил на февральской коллегии главный военный прокурор Валерий Петров. В целом за период с 2015 по 2017 год количество нарушений в ОПК выросло с 18,4 тыс. до 23,2 тыс., а уголовных дел, возбужденных по материалам прокурорских проверок – с 244 до 331. В основном речь шла о нецелевом использовании авансовых средств оборонными предприятиями и хищении бюджетных средств путем включения в кооперацию множества посредников, в том числе «фирм-однодневок» (от пяти и более, каждая из которых получает свою часть необоснованной прибыли). «За последние два года обнаружено более 3,6 тыс. таких фирм, причинивших ущерб предприятиям ОПК на 18,7 млрд руб.», – отмечал генпрокурор Юрий Чайка, выступая в Совете Федерации в конце апреля.
Прокуратуре вторит и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ежегодно выявляющая порядка 800 нарушений в сфере ГОЗ. Наиболее распространенными из них являются невыполнение условий госконтрактов, несоблюдение головными исполнителями (смежниками) запретов на действия, влекущие за собой необоснованное увеличение стоимости продукции либо неисполнение контракта. Например, включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством, или поставка комплектующих по завышенным ценам.
Помимо этого ФАС выявляются многочисленные факты заключения антиконкурентных соглашений на торгах как между бизнесменами-«конкурентами» (картели), так и между поставщиками и заказчиками. В прошлом году в отношении участников картелей было вынесено более 90 постановлений по делам об административных нарушениях, а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 150 млн руб.
Не меньше экспертов волнует и криминальная обстановка, сложившаяся в ОПК. По данным МВД России, за период с 2014 по 2017 год количество преступлений, выявленных в данной сфере, увеличилось более чем вдвое (со 108 до 245), а размер причиненного материального ущерба по оконченным или приостановленным уголовным делам – более чем в 10 раз (с 560,2 млн до 5,7 млрд руб.). Наибольшее число таких преступлений регистрируется в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. В структуре «оборонной» преступности в основном преобладают растраты и мошенничества, треть составляют коррупционные схемы.
Нужно отметить, что для предупреждения преступлений в этой сфере Уголовный кодекс был дополнен двумя новыми составами, предусматривающими ответственность за злоупотребление полномочиями (коммерсантами и чиновниками) при выполнении ГОЗ. Причем максимальное наказание за совершение этих преступлений в составе организованной группы или при наступлении тяжких последствий – от 5 до 10 лет лишения свободы с пятилетним запретом на занятие определенной деятельностью.
Казалось бы, после этого проходимцы, решившие заработать на ГОЗе, должны поостыть. Однако не тут-то было. Бывает, что назначаемые им сроки по-прежнему мало соотносятся с тяжестью содеянного. К примеру, в апреле Мещанский райсуд Москвы приговорил экс-начальника военной приемки Минобороны Игоря Яковлева к 2,5 года колонии со штрафом в 300 тыс. руб. по делу о хищении мошенническим путем (завышал стоимость работ и приписывал несуществующие услуги) 137,2 млн, выделенных на ремонт и сервисное обслуживание спецтехники. В ходе следствия чиновник добровольно в казну вернул всего 4 млн руб.
При этом в антимонопольном законодательстве отсутствует прямой запрет на создание «мнимой конкуренции» на торгах, то есть ее имитацию с целью введения в заблуждение заказчиков и контролирующих органов относительно монопольного положения компании на рынке. Пользуясь этим, предприниматели не гнушаются поставками контрафактных запчастей, некачественным капремонтом кораблей и подлодок. Таким образом эффекта, на который рассчитывали власти при введении уголовных санкций пока ожидать не приходится. А ведь от качества поставляемых в войска вооружений и спецтехники напрямую зависит национальная безопасность страны.
комментарии(0)